Правила приватизации муниципального жилья
Каждый россиянин, заключивший договор соцнайма может приватизировать муниципальную квартиру. Приватизация жилья, началась в России в 1991 году и действует до сих пор. Несмотря на то, что власти постоянно объявляют о сроке окончания действия приватизационных процедур, бесплатная приватизация пока не отменена. Под приватизацию могут подпадать не все виды зданий или помещений.
Содержание
Общие сведения
Граждане, проживающие в муниципальных жилищах, могут безвозмездно приобрести собственнические права на него, пройдя процедуру приватизации, регулируемую Законом № 1541-1, действующим с 4 июля 1991 года. Это своеобразный подарок от государства своим гражданам.
Данный правовой процесс является весьма трудным, требует точного следования установленному порядку и подготовки большого количества документации. Последним этапом приватизации является обязательная регистрация перехода собственнических прав от государства или муниципалитета гражданину.
Плюсы и минусы приватизации
Итогом разгосударствования является получение во владение жилья, ранее принадлежащего муниципальным органам. Однако приобретение собственнических прав на квартиру имеет свои преимущество и недостатки. К основным плюсам относятся:
- приобретение человеком полного спектра прав по распоряжению жилищем (продажа, залог по кредиту, сдача в аренду и т.д.);
- владельца жилья крайне трудно выселить;
- собственную жилплощадь можно передать по наследству;
- возможность осуществление перепланировки и изменения пространства жилища.
В числе недостатков:
- начисление налога на жилплощадь;
- повышение стоимости ЖКУ;
- осложненная процедура наследования.
Кто может приватизировать жилплощадь
Исходя из договора соцнайма, одной из сторон является конкретный наниматель жилища. Это лицо ответственно за оплату коммунальных услуг, а также поддержания квартиры в надлежащем виде. Именно этот гражданин вправе начать процедуру разгосударствования квартиры. Кроме самого нанимателя, заниматься приватизацией могут его родные, но при условии наличия регистрации (прописки) в жилье:
- родственники;
- недееспособные иждивенцы;
- иные граждане, в соответствии с решением судебной инстанции.
Все жильцы квартиры, у которых есть регистрация (прописка) должны согласиться на перевод жилища в собственность. Без согласия прописанных жильцов начинать процесс приватизации нельзя. При этом согласиться должны не только совершеннолетние, но и дети старше 14 лет. Согласие оформляется письменно.
Какую жилплощадь можно приватизировать
В число жилых помещений, подходящих для разгосударствования входят:
- квартира или ее часть;
- комнаты (в коммуналках);
- дом целиком или отдельные помещения в нем.
Запрещена приватизация:
- комнат в общежитиях;
- служебных квартир;
- жилищ, предоставляемых военнослужащим в военных городках;
- домов-музеев и архитектурных памятников;
- помещений, принадлежащих организациям;
- зданий, находящихся в общественных местах (парках, скверах);
- аварийного жилья;
- зданий, находящихся в местах техногенных катастроф.
После смерти нанимателя муниципального жилища, квартира возвращается во владение муниципалитета. В тоже время сам наниматель может составить завещание и распорядиться в нем провести последующую приватизацию. Претендовать на переданную квартиру могут только прописанные в ней граждане.
Можно ли приватизировать часть жилища
Россияне, проживающие в квартирах, относящихся к владению муниципальных властей, могут оформить собственнические права на данное жилье. Владельцем может стать как один человек, так и несколько проживающих, на правах общего либо долевого владения.
Принципы приватизации:
- производится при единогласном согласии всех нанимателей;
- один либо несколько нанимателей могут отказаться от процедуры в пользу будущего собственника;
- процедура добровольна – судебная инстанция не может принудить гражданина дать согласие на сделку;
- переоформление производится безвозмездно – уплачивается только госпошлина;
- договор составляется один раз на всех заявителей.
Когда наниматели дали добро на приватизацию, но если один против, в таком случае остальные желающие приобрести жилище, вправе, потребовать обмен. Суть обмена – добровольно или через судебную инстанцию, воспротивившийся должен сменить занимаемое жилье, подлежащее разгосударствованию, на другое, подходящее для соцнайма.
Как приватизировать комнату
Для начала заинтересованный человек должен определить жилой фонд, к которому относится помещение. В собственность передаются только комнаты в коммуналках, принадлежащие муниципалитету.
Пакет бумаг, необходимый для получения комнаты:
- Личные документы (паспорта, свидетельства на детей) всех зарегистрированных.
- Технические документы.
- Соглашение о соцнайме.
- Подтверждения об отсутствии долгов.
- Выписка из домоуправления.
- заявка на приватизацию (с подписями всех совершеннолетних).
- Заверенный в нотариате отказ в пользу заинтересованного человека.
Подготовленная документация отправляется в органы МСУ. Жилищный отдел принимает решение об удовлетворении в прошении или отказе в нем. При положительном исходе необходима регистрация собственнических прав в Росреестре.
Пошаговая инструкция по приватизации
Разгосударствование жилища производится в несколько стадий. В первую очередь следует получить разрешение от администрации. Получив согласие на оформление, можно приступать к регистрации собственнических прав на квартиру.
Куда обращаться
Для начала необходимо посетить муниципальные органы. Жилищными вопросами занимается специализированный отдел, в который нужно прийти с заявкой. Работники рассмотрят прошения, после чего подготовить соглашение о приватизации.
Далее следует посетить органы Росреестра. Обратиться в орган можно несколькими способами:
- самостоятельное посещение кадастровой службы или многофункционального центра (МФЦ);
- с привлечением представителя (нужна доверенность);
- посредством почтового органа (письмом с уведомлением);
- воспользовавшись сетью интернет – посетив сайт Росреестра.
Необходимые документы
При посещении Администрации следует сформировать пакет с определенной документацией. Следует внимательно отнестись к сбору бумаг, если в пакете не хватает хоть одной справки, заявителя ждет отказ в приеме прошения.
Список обязательных бумаг:
- Заявка на переоформление жилплощади.
- Личный документ заявителя.
- Свидетельства на детей.
- Соглашение с МСУ о соцнайме.
- Справка об отсутствии задолженностей. При подаче заявки на переоформление жилплощади с долгами, заявитель может столкнуться с отказом в приватизации.
- Выписка из БТИ о периоде проживания нанимателя в переоформляемой квартире.
- Заверенный отказ в приватизации (если есть).
После заключения соглашения с администрацией, следует посетить органы Росреестра. Данная служба начнет процесс регистрации собственнических прав на жилое имущество. Заинтересованному человеку нужно передать в Росреестр следующие документы:
- Прошение (заявление) зафиксировать переход собственнических прав.
- Личный документ.
- Договор приватизации.
- Технический план жилплощади.
- Квитанция об оплате пошлины.
Получив необходимые бумаги, регистрирующая служба выдаст заявителю расписку. В расписке отражена дата получения свидетельства на владение. После внесения информации о заявителе в реестр и выдачи свидетельства, наниматель становится новым хозяином жилища.
Сроки
Расходы
При разгосударствование жилья, необходимости в его выкупе нет. При этом сама процедура требует некоторых вложений. Процесс приватизации сопряжен с получение различных услуг от государственных и частных служб, которые требуется оплатить.
Например, проведение регистрации собственнических прав обойдется заявителю в 2000 рублей. Это обязательный платеж, так как он является госпошлиной. Получение кадастрового паспорта не требует оплаты пошлины. Однако орган Росреестра берет плату за предоставление самого документа:
- Бумажный вариант – 200 рублей.
- В электронном варианте –150 рублей.
Составление отказ в приватизации должен быть заверен в нотариате, это частная услуга, соответственно предоставляется за плату, составляющую около 1500 рублей.
При проведении несанкционированной перепланировки, факт которой выявится при переоформлении, наниматель заплатит штраф – 2000 рублей. Таким образом, разгосударствование жилья обойдется нанимателю в сумму 5-6 тысяч.