Спросить беcплатно!

Правила приватизации муниципального жилья

split

Каждый россиянин, заключивший договор соцнайма может приватизировать муниципальную квартиру. Приватизация жилья, началась в России в 1991 году и действует до сих пор. Несмотря на то, что власти постоянно объявляют о сроке окончания действия приватизационных процедур, бесплатная приватизация пока не отменена. Под приватизацию могут подпадать не все виды зданий или помещений.

Общие сведения


Граждане, проживающие в муниципальных жилищах, могут безвозмездно приобрести собственнические права на него, пройдя процедуру приватизации, регулируемую Законом № 1541-1, действующим с 4 июля 1991 года. Это своеобразный подарок от государства своим гражданам.

Данный правовой процесс является весьма трудным, требует точного следования установленному порядку и подготовки большого количества документации. Последним этапом приватизации является обязательная регистрация перехода собственнических прав от государства или муниципалитета гражданину.

Приватизация носит заявительный характер, то есть наниматель жилья должен сам инициировать начало приватизационной процедуры.

Плюсы и минусы приватизации


Итогом разгосударствования является получение во владение жилья, ранее принадлежащего муниципальным органам. Однако приобретение собственнических прав на квартиру имеет свои преимущество и недостатки. К основным плюсам относятся:

  • приобретение человеком полного спектра прав по распоряжению жилищем (продажа, залог по кредиту, сдача в аренду и т.д.);
  • владельца жилья крайне трудно выселить;
  • собственную жилплощадь можно передать по наследству;
  • возможность осуществление перепланировки и изменения пространства жилища.

В числе недостатков:

  • начисление налога на жилплощадь;
  • повышение стоимости ЖКУ;
  • осложненная процедура наследования.

Кто может приватизировать жилплощадь


Исходя из договора соцнайма, одной из сторон является конкретный наниматель жилища. Это лицо ответственно за оплату коммунальных услуг, а также поддержания квартиры в надлежащем виде. Именно этот гражданин вправе начать процедуру разгосударствования квартиры. Кроме самого нанимателя, заниматься приватизацией могут его родные, но при условии наличия регистрации (прописки) в жилье:

  • родственники;
  • недееспособные иждивенцы;
  • иные граждане, в соответствии с решением судебной инстанции.

Все жильцы квартиры, у которых есть регистрация (прописка) должны согласиться на перевод жилища в собственность. Без согласия прописанных жильцов начинать процесс приватизации нельзя. При этом согласиться должны не только совершеннолетние, но и дети старше 14 лет. Согласие оформляется письменно.

Какую жилплощадь можно приватизировать


В число жилых помещений, подходящих для разгосударствования входят:

  • квартира или ее часть;
  • комнаты (в коммуналках);
  • дом целиком или отдельные помещения в нем.

Запрещена приватизация:

  • комнат в общежитиях;
  • служебных квартир;
  • жилищ, предоставляемых военнослужащим в военных городках;
  • домов-музеев и архитектурных памятников;
  • помещений, принадлежащих организациям;
  • зданий, находящихся в общественных местах (парках, скверах);
  • аварийного жилья;
  • зданий, находящихся в местах техногенных катастроф.

После смерти нанимателя муниципального жилища, квартира возвращается во владение муниципалитета. В тоже время сам наниматель может составить завещание и распорядиться в нем провести последующую приватизацию. Претендовать на переданную квартиру могут только прописанные в ней граждане.

Можно ли приватизировать часть жилища


Россияне, проживающие в квартирах, относящихся к владению муниципальных властей, могут оформить собственнические права на данное жилье. Владельцем может стать как один человек, так и несколько проживающих, на правах общего либо долевого владения.

Принципы приватизации:

  • производится при единогласном согласии всех нанимателей;
  • один либо несколько нанимателей могут отказаться от процедуры в пользу будущего собственника;
  • процедура добровольна – судебная инстанция не может принудить гражданина дать согласие на сделку;
  • переоформление производится безвозмездно – уплачивается только госпошлина;
  • договор составляется один раз на всех заявителей.

Когда наниматели дали добро на приватизацию, но если один против, в таком случае остальные желающие приобрести жилище, вправе, потребовать обмен. Суть обмена – добровольно или через судебную инстанцию, воспротивившийся должен сменить занимаемое жилье, подлежащее разгосударствованию, на другое, подходящее для соцнайма.

Наниматели, подписавшие отказ от приватизации в пользу другого человека вправе проживать в таком жилище бессрочно.

Как приватизировать комнату


Для начала заинтересованный человек должен определить жилой фонд, к которому относится помещение. В собственность передаются только комнаты в коммуналках, принадлежащие муниципалитету.

Пакет бумаг, необходимый для получения комнаты:

  1. Личные документы (паспорта, свидетельства на детей) всех зарегистрированных.
  2. Технические документы.
  3. Соглашение о соцнайме.
  4. Подтверждения об отсутствии долгов.
  5. Выписка из домоуправления.
  6. заявка на приватизацию (с подписями всех совершеннолетних).
  7. Заверенный в нотариате отказ в пользу заинтересованного человека.

Подготовленная документация отправляется в органы МСУ. Жилищный отдел принимает решение об удовлетворении в прошении или отказе в нем. При положительном исходе необходима регистрация собственнических прав в Росреестре.

Пошаговая инструкция по приватизации


Разгосударствование жилища производится в несколько стадий. В первую очередь следует получить разрешение от администрации. Получив согласие на оформление, можно приступать к регистрации собственнических прав на квартиру.

 Куда обращаться


Для начала необходимо посетить муниципальные органы. Жилищными вопросами занимается специализированный отдел, в который нужно прийти с заявкой. Работники рассмотрят прошения, после чего подготовить соглашение о приватизации.

Далее следует посетить органы Росреестра. Обратиться в орган можно несколькими способами:

  • самостоятельное посещение кадастровой службы или многофункционального центра (МФЦ);
  • с привлечением представителя (нужна доверенность);
  • посредством почтового органа (письмом с уведомлением);
  • воспользовавшись сетью интернет – посетив сайт Росреестра.

Необходимые документы


При посещении Администрации следует сформировать пакет с определенной документацией. Следует внимательно отнестись к сбору бумаг, если в пакете не хватает хоть одной справки, заявителя ждет отказ в приеме прошения.

Список обязательных бумаг:

  1. Заявка на переоформление жилплощади.
  2. Личный документ заявителя.
  3. Свидетельства на детей.
  4. Соглашение с МСУ о соцнайме.
  5. Справка об отсутствии задолженностей. При подаче заявки на переоформление жилплощади с долгами, заявитель может столкнуться с отказом в приватизации.
  6. Выписка из БТИ о периоде проживания нанимателя в переоформляемой квартире.
  7. Заверенный отказ в приватизации (если есть).

После заключения соглашения с администрацией, следует посетить органы Росреестра. Данная служба начнет процесс регистрации собственнических прав на жилое имущество. Заинтересованному человеку нужно передать в Росреестр следующие документы:

  1. Прошение (заявление) зафиксировать переход собственнических прав.
  2. Личный документ.
  3. Договор приватизации.
  4. Технический план жилплощади.
  5. Квитанция об оплате пошлины.

Получив необходимые бумаги, регистрирующая служба выдаст заявителю расписку. В расписке отражена дата получения свидетельства на владение. После внесения информации о заявителе в реестр и выдачи свидетельства, наниматель становится новым хозяином жилища.

Сроки


СрокиОбычно приватизирование жилплощади занимает два месяца. Оформление бумаг и внесение сведений в базу Росреестра производится в пятидневный (без выходных) срок, если документация подается лично в локальное отделение самого органа. Оформление через многофункциональный центр увеличивает данный срок на несколько дней.

Расходы


При разгосударствование жилья, необходимости в его выкупе нет. При этом сама процедура требует некоторых вложений. Процесс приватизации сопряжен с получение различных услуг от государственных и частных служб, которые требуется оплатить.

Например, проведение регистрации собственнических прав обойдется заявителю в 2000 рублей. Это обязательный платеж, так как он является госпошлиной. Получение кадастрового паспорта не требует оплаты пошлины. Однако орган Росреестра берет плату за предоставление самого документа:

  1. Бумажный вариант – 200 рублей.
  2. В электронном варианте –150 рублей.

Составление отказ в приватизации должен быть заверен в нотариате, это частная услуга, соответственно предоставляется за плату, составляющую около 1500 рублей.

При проведении несанкционированной перепланировки, факт которой выявится при переоформлении, наниматель заплатит штраф – 2000 рублей. Таким образом, разгосударствование жилья обойдется нанимателю в сумму 5-6 тысяч.

Начать приватизацию квартиры, находящейся в найме можно сразу после заключения соглашения с муниципалитетом. Процесс приватизации состоит из нескольких этапов и занимает время от пары недель до нескольких месяцев.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
arrow
Adblock
detector