Юридическая помощь

Содержание:

Что такое земли поселений

Земля населенных пунктов – один из видов категорий земель в Российской Федерации, наряду с землями сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, запаса и другими. Отнесение земли к категории населенных пунктов определяет ее особый правовой режим использования и оборота.

Особенности земель населенных пунктов


Земли населенного пункта отличается от иных категорий следующим:

  • правовое регулирование земель осуществляется с учетом градостроительных регламентов и градостроительного зонирования;
  • использование земли населенных пунктов сосредоточено на развитии и совершенствовании городской среды, строительства инфраструктуры, инженерии, рекреации;
  • в регулировании земельных отношений доминирует государство и муниципальные органы власти;
  • границы участков земель населенных пунктов неразрывно связаны с границами населенного пункта как административно-территориальной единицы. В пределах населенного пункта не может быть земельных участков иной категории.
Земли поселений как категория земельных участков были исключены из законодательства в 2007 году (после принятия Федерального закона № 232-ФЗ от 18.12.2006). В градостроительном законодательстве используют термин – «территория поселений». В состав поселений (городских и сельских) входят земли населенных пунктов, а также пограничные наделы общего пользования, участки, на которых местные жители используют природные ресурсы, зоны рекреации и развития поселений.

В отличие от земель поселений термин «земли населенных пунктов» выполняет не только пространственную задачу (определяет границы города или села), но и функциональную (порядок освоения земельных участков).

Правовая база оборота земель поселения – статьи Земельного и Градостроительного кодекса, законодательство о переводе земель (ФЗ № 172 от 21.12.2004), о местном самоуправлении (ФЗ № 131 от 06.10.2003).

Использование земли поселений регулируют также местные законодательные акты.

Как устанавливаются границы населенных пунктов


Для населенных пунктов, расположенных на территории городских округов и поселений, границы уточняются в генеральном плане округа или поселения.

Для сельских населенных пунктов за пределами поселений территориальные «рамки» определяют в схеме территориального планирования муниципального района.

Особый режим установления границ введен в 2014 году для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Утверждать изменение границ городов уполномочен Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Зонирование земель населенных пунктов


Каждый надел в черте населенных пунктов относится к одной из территориальных зон. Они формируются с учетом размещенных объектов, традиционного землепользования и планов развития территории. Границы устанавливаются:

  • по линиям улиц, проездов, магистралей;
  • по контурам земельных наделов;
  • по красным линиям (линии отделяют публичные земли от частных);
  • по границам населенных пунктов, муниципальных образований, внутригородских территорий;
  • по берегам водоемов, краям полей и т.д.

Законодатель выделил несколько зон и регламентировал, что можно размещать и строить на каждой из них, уточнил параметры зданий и сооружений:

  1. Жилые. Допускается строительство жилых домов, зданий, выполняющих бытовые и культурные функции. Граждане могут задействовать участки для ИЖС и строительства зданий различной этажности. Надел можно использовать для ведения личного подсобного хозяйства.
  2. Общественно-деловые. Использование земель населенных пунктов предполагает возведение образовательных, культурных, административных, социальных объектов.
  3. Производственные. На земле не допускается строительство жилых зданий – только промышленных объектов и складов.
  4. Зоны инженерных и транспортных инфраструктур. Выделяется в случае, если на территории уже есть или планируется строительство транспортных артерий, инженерии, трубопроводов и т.д.
  5. Рекреационные и особо охраняемые территории. Выделяются в качестве зон для удовлетворения потребностей горожан в отдыхе, поддержании здоровья, развития историческо-культурной среды, туризма, науки и пр. На участках допускается строительство и реконструкция парков, садов, работы по благоустройству прудов, озер, водохранилищ.
  6. Сельскохозяйственного назначения. Это территории пашен, многолетних насаждений, участков, на которых возведены и функционируют сельскохозяйственные объекты. На земле допускается ведение личного подсобного хозяйства.
  7. Зоны, на которых размещаются военные объекты.

Также местные власти могут определить специальные зоны с учетом состава и потребностей территорий населенного пункта.

Оборот участков в границах земель населенных пунктов


Участки населенных пунктов могут находиться в государственной и частной собственности.

Допускается предоставление участков на территории населенных пунктов на основании договора купли-продажи, путем проведения аукциона на право заключить договор купли-продажи. Разрешена также аренда земель населенного пункта.

Земельный кодекс определил случаи бесплатного предоставления земель из состава земель населенного пункта. Например, безвозмездно передадут участок лицу, заключившему договор о развитии территории, многодетным семьям, нуждающимся в улучшении условий проживания, религиозным организациям (см. ст. 39.5 Земельного кодекса).

Закон установил случаи ограничения оборота земель населенного пункта. Запрещена передача в собственность земли для ИЖС, садоводства, огородничества из территориальных зон особо охраняемых территорий. Не допускается частная собственность на земли общего пользования – улицы, скверы, бульвары, пляжи и др.

Разрешенное использование территории населенных пунктов


Перечень допустимых вариантов эксплуатации земельных участков в границах населенного пункта указан в документах градостроительного планирования. Для каждой территориальной зоны прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды эксплуатации. Список вариантов (и их характеристики) содержится в классификаторе, утвержденном Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014.

Собственник надела из состава земель населенных пунктов может без дополнительных согласований выбрать один из основных видов использования. Условно разрешенный вид использования может быть внедрен собственником только после обсуждения с государственным или муниципальным органом по результатам публичных слушаний (статья 39 Градостроительного кодекса РФ).

Вспомогательные варианты эксплуатации применимы в случае, если они идут в дополнение к основному или условному видам использования.

Перевод участка в земли населенных пунктов


Изменение категории участка неразрывно связано с его попаданием или исключением из границ населенного пункта. Предложить изменение категории надела могут государственные и муниципальные органы, физические лица, и коммерческие организации.

Заинтересованное лицо подготавливает комплект бумаг следующего содержания:

  1. Ходатайство с указанием: кадастровых данных земли, прав на нее, мотива смены категории (в свободной форме).
  2. Документ заявителя (дубликат паспорта, выписка из ЕГРН/юрлиц).
  3. Подтверждение согласия заинтересованных лиц (совладельцев, арендаторов).
  4. Результаты экологической экспертизы (если проводилась).
  5. Выписка из реестра недвижимости.

Последние два документа представлять необязательно – запросить информацию может должностное лицо, рассматривающее ходатайство.

Если земля, категорию которой предлагается сменить, находится в частной собственности, ходатайство подается в муниципальный орган. Если надел в собственности Российской Федерации или субъекта, заявка рассматривается исполнительным органом. Максимальное время рассмотрения – 3 месяца. Если результат рассмотрения положительный, то вносятся корректировки в генеральный план и схему территориального планирования населенного пункта. Один из этапов внесения изменений – публичные слушания или общественные обсуждения.

Обновленные данные о категории участка чиновники направляют в Росреестр. Переоформлять свидетельство о правах на участок в связи с изменением его категории не нужно.

Отказ в переводе последует, если:

  • планируемое использование земли не соответствует плану развития территории;
  • экологический орган власти выдал отрицательную оценку смены категории участка;
  • отнесение к иной категории противоречит нормам земельных правовых актов.
Пример
Например, человек, обрабатывающий сельхозземли, подает заявку на присоединение надела к близлежащему городу. Среди причин – плохие подъезды к территории надела и близость к черте сельскохозяйственной территориальной зоны пункта. Гражданин снабжает продукцией продовольственные магазины города. Оценивая заявку, чиновники проверят, насколько далеко находится земля от границ города, есть ли водные или лесные участки, построены ли коммуникации и др. Если потенциальный перевод не соответствует плану градостроения населенного пункта и правилам его землепользования, прошение будет отклонено.

Проблемы правоприменительной практики


Приобретая право на участок в черте населенного пункта, гражданин или организация должны оценивать риски вмешательства государства и муниципальных органов в хозяйственную деятельность. Одной из задач правообладателя становится развитие и застройка земли с учетом интересов населенного пункта и его жителей. Судебная практика показывает наличие проблемных вопросов землепользования:

  1. Арендатор земельного участка из состава земель, принадлежащих государству или муниципалитету, не в состоянии изменить вид разрешенного использования надела.
Пример

ООО «Эдельвейс» заключило договор аренды земельного участка с администрацией городского округа Химки для строительства на земле физкультурно-оздоровительного комплекса. Общество обратилось к администрацией с ходатайством об изменении разрешенного использования земли на «малоэтажное жилищное строительство». В прошении было отказано, поскольку в планах арендодателя – Администрации (и в условиях договора) было построить на арендуемых землях спортивный объект для населения.

ООО «Эдельвейс» обязан использовать земли, не нарушая условия договора аренды (требование пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, изменение вида разрешенного использования участка противоречит правилу предоставления земли для жилищного строительства – строго на торгах.

Аналогичные проблемы возникают у арендатора государственной земли с незавершенным объектом строительства. Поменять вид разрешенного использования участка не получится. Статья 39.6 Земельного кодекса установила однократное предоставление участка в аренду без конкурсных процедур в целях завершения строительных работ на объекте.

Нарушение предписанного варианта использования участка приводит к расторжению договора аренды земель населенного пункта. Нарушитель условий выплачивает неустойку или вносит увеличенную плату за аренду надела.

  1. Неоднородна судебная практика в вопросе, можно ли считать нецелевую эксплуатацию здания в черте участка поселения как нарушение допустимого использования всего надела.
Пример

Собственник построил на территории земли для ИЖС со вспомогательным видом эксплуатации «для ведения личного подсобного хозяйства» сооружение для хранения стройматериалов. Прокурор в суде доказал, что гражданин нарушил целевое использование участка. Было указано, что сооружение выполняет функцию склада и не связано с ведением личного подсобного хозяйства.

Обратный случай – общество организовало офисы в здании склада, построенном на территории с разрешенным использование «обслуживание склада». Это послужило поводом для иска о нецелевом использовании земли. Суд отклонил иск. Мотивация – следует разделять вопросы разрешенного использования земли и вопросы эксплуатации объекта недвижимости, расположенного в его границах (постановление Арбитражного суда МО по делу А40-151922/2016).

  1. Правообладатели земельных участков узнают об изменении категории земли, в связи с принятием или корректировкой генерального плана или схемы территориального планирования района.
Пример
При строительстве вылетной магистрали были скорректированы границы территориальных зон населенного пункта. Участки с разрешенным использованием «сады и огороды» попали в территориальную зону с допустимым использованием «размещение автомобильных дорог». Собственник надела обратился в суд, считая, что его права нарушены. Разъяснение спорного вопроса дано в обзоре практики Верховного суда (от 14.11.2018). Суд указал, что собственник имеет право пользоваться землей в старом режиме (ч. 8, ст. 36 ГрК РФ, ч. 4, ст. 5 ЗК РФ). Исключение – если объекты на земельном участке мешают жизни и здоровью граждан, угрожают культурным или природным памятникам.
  1. Участки земли нередко попадают под действие правил землепользования для нескольких категорий земельных участков. Например, после уточнения границ особо охраняемых природных территорий в населенном пункте оказывается, что на них находятся приватизированные земельные участки с разрешенным использованием для ИЖС.
  2. Вызывает трудности разграничение правовых режимов пользования землями сельскохозяйственного назначения и участками сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах.

Правительство работает над законопроектом, отменяющим категории земель. Вместо категорий предлагается разбить территорию страны на 18 функциональных зон и установить внутри каждой закрытый перечень видов использования земли. Новый порядок, по мнению разработчиков, ликвидирует коллизии правоприменения, в том числе в сфере землепользования в населенных пунктах.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: