Нужно ли подавать декларацию при продаже квартиры?
Вопрос о необходимости подачи документов в налоговую при продаже квартиры возникает у многих собственников недвижимости. Доход, полученный в результате продажи имущества, облагается налогом по ставке 13%. Разберём, всегда ли нужно подавать декларацию, какие условия существуют, и каков порядок оформления документа.
Содержание
Когда нужно подавать?
Согласно действующему законодательству, установлены минимальные сроки владения недвижимостью, при превышении которых доходы от реализации квартиры или дома не будут облагаться налогом:
- 3 года – имущество перешло в собственность до 01.01.2016;
- 3 года – квартира получена после 01.01.2016 в наследство, по дарственной, по договору ренты, по приватизации;
- 3 года – в случае продажи единственного жилья (жилое помещение, приобретенное в течение 90 дней до даты перехода прав на продаваемое жилье не считается дополнительным жильем);
- 5 лет – в иных случаях (например, квартира куплена после 1 января 2016 года по ДКП).
Как поступить, если минимальный срок не достигнут?
При получении доходов от продажи квартиры, которая находилась в собственности меньше минимально допустимого срока, гражданин обязан составить декларацию.
Порядок действий
Процедура проводится по следующему сценарию:
- Подготовка и предоставление налоговому органу декларации по форме 3-НДФЛ – по ней выявят налогооблагаемый доход и произведут расчёт суммы налога.
- Уплата рассчитанной суммы в случае, если вычеты не покрывают полученный доход.
При покупке недвижимости после 01.01.2016 и последующей её реализации по стоимости, не достигающей 70% от кадастровой, налогооблагаемым доходом собственника будут признаны именно 70% от кадастровой стоимости. Цена, указанная в ДКП, никакой роли не играет.
Сроки подачи
Декларацию, оформленную по форме 3-НДФЛ, подают до 30 апреля года, следующего за годом продажи. Уплата рассчитанного налога производится до 15 июля в аналогичном порядке.
Как правильно подготовить документ?
Как правило, составлением документации по форме 3-НДФЛ граждане занимаются самостоятельно – бланки расположены на сайте налогового органа. Для упрощения можно воспользоваться официальной программой, в которую потребуется ввести информацию о суммах доходов и дате совершения сделки.
Заполнив документ, нужно обращаться в налоговую. Гражданам доступны представленные ниже варианты:
- через личный визит;
- почтовым отправлением;
- записью на сайте ответственной службы;
- через доверенное лицо, предварительно получившее нотариально заверенную доверенность.
В дополнение прикладывают копии свидетельств, подтверждающих фактическую сумму сделки. В качестве такого документа может выступить копия ДКП. Квитанции и чеки, предоставленные покупателем, тоже можно добавить в общий комплект.
Если при оформлении документов полученный от продажи доход был уменьшен на расходы, то дополнительно нужно приложить копии бумаг, подтверждающих такие расходы (например, платёжные документы).
Итоговый пакет документов в налоговую при продаже квартиры выглядит следующим образом:
- справка о доходах и уплаченных с них налогов с места официальной работы (форма 2-НДФЛ);
- ДКП;
- платёжные документы, в которых указана сумма сделки;
- выписка из ЕГРП;
- чеки о расходах на приобретение.
Сотрудники налогового органа проанализируют документацию и предоставят информацию в течение 90 дней.
Итоги
Подведём некоторые итоги:
- Если срок нахождения квартиры в собственности гражданина не превысил установленную планку, то ему придётся самостоятельно подавать декларацию.
- Бумага подаётся даже в случае, если сумма положенных вычетов освободит гражданина от уплаты налогов.
- Подать документы можно лично, через представителя или почтовым отправлением.
Своевременная уплата налогов обезопасит гражданина от штрафов.