Восстановление свидетельства о расторжении брака после его утери
Встречаются ситуации, когда одному из бывших супругов необходимо восстановить свидетельство о расторжении брака. Повторное получение такого документа – распространенная процедура, ведь в жизни любого человека может произойти ситуация, когда необходимые бумаги теряются или уничтожаются. Восстановление свидетельства производится в достаточно короткий срок, однако в процедуре имеются некоторые нюансы и подводные камни.
Содержание
Общие положения
Свидетельство о расторжении брачно-семейных взаимоотношений выдается бывшим супругам в органе ЗАГС. О факте выдачи делается запись в специальном реестре регистрирующего органа. Документ выдается в единственном экземпляре, по одному каждому из разведенных. Однако при необходимости бывший муж либо жена может обратиться в ЗАГС за получением дубликата этого документа.
Возможность инициирования процедуры восстановления свидетельства о прекращении брачно-семейных взаимоотношений регламентирована ФЗ № 143 от 15 ноября 1997 г. Исходя из п. 1 ст. 9 данного нормативного акта, если бывшими супругами испорчено либо утеряно свидетельство о расторжении брака, любой из них вправе обратиться в ЗАГС для получения повторного документа в виде дубликата.
Повторный документ может получить:
- один из разведенных супругов, в отношении которого составлялась запись;
- заинтересованное лицо либо родственник бывших жены или мужа, если последний скончался;
- опекун, в случае если на момент обращения разведенный гражданин утратил дееспособность;
- доверенное лицо, представившее в ЗАГС доверенность на полномочия.
Для чего может понадобиться свидетельство
Некоторые разведенные граждане думают, что хранить свидетельство о расторжении брачного союза необязательно и в дальнейшем оно никогда не понадобится. Однако такое мнение ошибочно. Хранить этот документ необходимо по ряду причин. Он может понадобиться:
- При оформлении брачных отношений новобрачная взяла фамилию супруга, а после развода приняла решение вернуть собственную – в такой ситуации женщине придется менять все личные документы, в число которых входят паспорт, удостоверения, трудовая и т.д. При обращении в инстанции за заменой, новые документы возможно получить только при предоставлении свидетельства.
- После смерти мужа или жены – документ необходим вдовцам при оформлении пенсий и пособий на детей, изменения их фамилии и усыновления.
- При наличии общих детей – если требуется вывести несовершеннолетнего из города либо страны, отправиться на отдых и т.д., воспитывающему ребенка родителю нужно кроме нотариального дозволения от второго родителя, также предоставить свидетельство.
- При заключении нового брачного союза – вместе с остальными бумагами, лицу, решившему снова заключить брачные отношения, необходимо представить в ЗАГС свидетельство о разрыве прежних.
- В иных случаях – установление родства с несовершеннолетним (если у ребенка и родителя разные фамилии), для получения алиментов и т.д.
Порядок восстановления
Разведенный гражданин, по тем или иным причинам утративший документ, подтверждающий расторжение брачно-семейных взаимоотношений, может получить повторное свидетельство посредством обращения в одну из нескольких инстанций.
ЗАГС, выдавший изначальный документ
При обращении в этот орган заявителю нужно подать заявку на восстановление. Сотрудники предоставят обратившемуся форму заполнения обращения, а также ознакомят с образцом его заполнения. Если заявка на получение дубликата подается в орган, который выдавал первичное свидетельство и в учетных актах которого зафиксирован факт расторжения брачных отношений, то дубликат можно получить в период до десяти дней.
ЗАГС по месту нахождения заявителя
Процедура обращения не отличается от подачи заявки в выдавший первоначальное свидетельство орган. Однако то отделение, в которое обратиться заявитель перед предоставлением дубликата направит почтовый запрос в отделение, производившее первоначальную выдачу, поэтому процедура может затянуться (потребуется от 1 до 6 месяцев).
Многофункциональный центр
При отсутствии возможности обратиться в орган, в котором проходила регистрация расторжения брачных взаимоотношений, заинтересованный гражданин может обратиться в МФЦ. Данный орган – посредник между заявителями и ЗАГСом. Для получения свидетельства необходимо посетить любое отделение центра, оформить заявку и передать ее работникам. После подачи заявления гражданину выдадут расписку, в которой будет указана дата получения запрашиваемой бумаги.
Госуслуги
Составление заявления
Вне зависимости от того в какую инстанцию обращается заявитель за восстановлением свидетельства о прекращении брачно-семейных взаимоотношений, ему нужно правильно составить заявление. Универсальная форма заявки в этом случае законодательством не устанавливается.
Заинтересованный гражданин может найти подходящий бланк в сети либо попросить его у работников ЗАГСа. Заявка может составляться в произвольном виде, однако она обязательно должна содержать следующие данные:
- Адресат – инстанция, в которую направляется обращение.
- Сведения о подающем заявление гражданине.
- Просьба о выдаче дубликата свидетельства.
- Данные ЗАГСа, выдавшего изначальный документ.
- Сведения о разведенных супругах.
- Регистрационный номер первоначального свидетельства (если известен).
- Причина обращения (порча либо утрата).
- Дата подачи, подпись заявителя.
В заявлении нельзя допускать ошибок, зачеркиваний либо помарок. Наличие исправлений может привести к непринятию заявки.
К заявлению следует приложить следующие бумаги:
- квитанция об оплате пошлины – 350 рублей;
- копии паспортных страниц, содержащих сведения о браке, с проставленным штампом;
- выданную поверенному лицу доверенность (если обращается представитель);
- решение судебной инстанции, если процедура развода проходила через суд;
- перечень иной документации, необходимой к представлению зависит от статуса обратившегося.
Как только произошла порча либо обнаружена утрата свидетельства, необходимо в кратчайшие сроки обратиться за восстановлением. Если посетить ЗАГС, который выдавал первоначальный документ, невозможно, следует воспользоваться другими возможностями, в числе которых поход в МФЦ и онлайн – обращение.
Обычно при оформлении восстановления, процедура занимает десять дней. Однако если требуется получить вторичный документ в другом населенном пункте, этот период может занять намного больше времени. Поэтому рекомендуется восстанавливать утраченные бумаги заблаговременно.