О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Многим россиянам удается осуществить свою мечту и стать собственниками отдельной квартиры или дачного участка. Вот только распоряжаться приобретенными объектами они могут лишь в том случае, если государство признало за ними это право. На сегодняшний день единственной процедурой, помогающей гражданам доказать свою состоятельность как владельцев является регистрация права собственности на недвижимое имущество.
Содержание
Кто осуществляет
С января 2017 года учет сведений о принадлежности недвижимого имущества тем или иным гражданам осуществляет только Росреестр. При этом право владения объектом подтверждает запись, сделанная в реестре ЕГРН, который возник в результате слияния таких существовавших ранее инструментов, как Кадастр и ЕГРП. Теперь и поставить объект на кадастровый учет и оформить на него право собственности можно в одном месте.
Данный документ имеет две части:
- Текстовая. Включает таблицу, в которой собраны все необходимые сведения по недвижимости и ее технические характеристики, ранее представленные в выписках ЕГРП.
- Графическая. Содержит данные кадастрового паспорта на объект.
Порядок обращения
Изменения, коснувшиеся Закона «О госрегистрации недвижимости» N 218-ФЗ от 13.07.2015, утвердили для граждан следующие возможности прохождения процедуры:
- личное обращение в региональное отделение регистрирующего органа;
- передача документов через МФЦ;
- отправка заявления почтой с описью вложения;
- формирование заявки онлайн на сайте Росреестра или отправка его через портал Госуслуги.
При этом следует учесть, что граждане получили возможность обращаться с заявлением в любое регистрирующее отделение, вне зависимости от места нахождения недвижимого объекта. Это значит, что для регистрации права собственности на квартиру, находящуюся в Красноярске, владельцу, проживающему в Москве, вовсе не нужно лететь в Сибирь. Он может подать документы по месту своей прописки в любое МФЦ или ближайшее отделение Росреестра.
Что является недвижимостью
Согласно действующему законодательству к недвижимости, подлежащей обязательной регистрации, относятся:
- жилые и нежилые помещения;
- земельные наделы;
- участки недр;
- частные дома и отдельные квартиры в многоэтажных зданиях;
- гаражи и парковочные места;
- объекты незавершенного строительства.
При этом владельцами недвижимости могут быть как частные лица, так и организации.
Процедура и срок регистрации
Закон 218-ФЗ предусматривает определенный порядок, в рамках которого проводится процедура регистрации права собственности на недвижимость. Условно его можно разделить на несколько этапов:
- Подача соответствующего заявления и необходимых документов в регистрирующий орган. При этом бланк заявления можно получить непосредственно у специалистов в МФЦ или скачать с сайта Росреестра.
- Правовая экспертиза предоставленных сведений с целью определения, соответствует ли сделка, ставшая основанием для обращения, требованиям законодательства.
- Выявление наличия причин для отказа в регистрации, если таковые будут обнаружены.
- Внесение учетной записи в реестр, если препятствий не выявлено.
- Выдача владельцу выписки из ЕГРН, подтверждающей права владения.
Сроки регистрации на сегодняшний день существенно сократились. Их продолжительность зависит от вида проводимой сделки и способа обращения. После подачи документов гражданам и организациям предстоит ждать следующее количество рабочих дней:
- При обращении в отделение регистрирующего органа:
- 7 – для регистрации права;
- 5 – для кадастрового учета и регистрации ипотеки;
- 10 – для внесения в кадастр и регистрации собственности.
- При подаче заявления через МФЦ:
- 9 – для регистрации права;
- 7 – для учета в кадастре и регистрации ипотеки;
- 12 – для регистрации и постановки на кадастровый учет.
- По судебным актам:
- 5 – для регистрации права;
- 3 – для наложения ограничений по распоряжению объектом.
- По нотариально удостоверенным сделкам – 3 дня.
Какие документы нужны
Чтобы оформить свое право на владение и распоряжение недвижимостью нужно собрать и передать в регистрирующую организацию пакет установленных законом документов, который включает в себя:
- заявление. Если собственников несколько, заявление подается от имени каждого из них;
- копии паспортов собственников;
- документ, послуживший основанием для регистрации: соглашение о приобретении, договор дарения или мены, завещание или документ о наследовании;
- согласие супруга на сделку;
- разрешение от опеки, если владелец недвижимости является несовершеннолетним или недееспособным лицом;
- вступившее в силу судебное постановление, если право на владение недвижимостью определил суд;
- подтвержденная нотариусом доверенность, если интересы собственника представляет третье лицо;
- согласие банка, если квартира, дом или участок находятся в залоге в рамках кредитного договора;
- квитанция об уплате госпошлины. С 2017 года за эту услугу граждане должны заплатить государству 2000 рублей, а предприятиям регистрация обойдется в 22000 рублей.
Данный перечень документов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае сотрудники регистрирующего органа могут потребовать дополнительные сведения, позволяющие им определить чистоту сделки.
Процедура регистрации недвижимости на сегодняшний день отличается простотой и сжатыми сроками. Оформляя в собственность объект, следует помнить, что свидетельства о регистрации больше не выдаются. Подать документы можно через МФЦ или сайт Госуслуг по месту своей прописки. Не стоит обращаться к сомнительным организациям и лицам, предлагающим помощь в оформлении прав на жилье. По всем вопросам следует обращаться в единую службу Росреестра.