Юридическая помощь

Содержание:

Упрощенная процедура регистрации прав на земельный участок

Упрощенный порядок оформления прав на земельные участки относится к так называемой «дачной амнистии», которая сводится к бесплатной и более доступной процедуре постановки земельного участка (ЗУ) на кадастровый учет.

Законодательное регулирование


ЗаконГосрегистрация ЗУ регламентируется ФЗ № 93 от 30.06.2006, который в народе прозвали «О дачной амнистии». В связи с утверждением нормативно-правового акта, были внесены поправки в ряд других законодательных положений, касающихся закрепления прав землепользователей на имеющуюся недвижимость. Смысл упразднения заключается в возможности регистрации неузаконенных землевладений, включая постройки, бесплатно и в надлежащем порядке в Росреестре.

Передача землевладений гражданам до 2001 г. осуществлялась на основе документов, не отражающих вид права. Это привело к возникновению проблем при госрегистрации ЗУ. К тому же показатели о границах и площади надела не соответствовали учетным сведениям, указанным в кадастре. Поэтому созрела необходимость принятия законодательного акта, упрощающего процедуру регистрации.

Кто имеет право воспользоваться привилегией


Упрощенная процедура регистрации прав распространяется на землю и индивидуальные постройки. Выделяют два главных требования, при которых возможно воспользоваться предусмотренной законом упрощенкой:

  1. Приобретение ЗУ в собственность до 30.10.2001.
  2. Возможности применения ограничены ведением личного подсобного хозяйства или строительства (но не в промышленных целях).

Воспользоваться преимущественным правом могут:

  • граждане, обладающие бесспорным правом на землю, в том числе пожизненного пользования;
  • участники СТ, СНТ, кооперативов;
  • лица, обладающие правом собственности на надел, но без указания вида в подтверждающих документах.

Таким образом, основанием для использования привилегии является наличие документа, подтверждающего бессрочное пользование или акта, без конкретизации полномочий эксплуатации недвижимости.

Ограничения


Согласно законодательству, есть территории, которые не подлежат госрегистрации:

  • наделы, входящие в состав заповедников, национальных парков;
  • ЗУ, входящие в состав собственности органов власти всех уровней;
  • объекты культурного наследия (места раскопок, исторической стоянки людей и т. п.);
  • территории, расположенные в зоне действия и распространения силовых структур.

Таким образом, имеет значение не только период приобретения ЗУ, но и назначение земель, в пределах которых он расположен.

Какие есть различия в процедуре госрегистрации для граждан


В соответствии с законом можно выделить 3 формы обращения землевладельцев для закрепления своих прав на недвижимость.

Заявительный порядок


Госрегистрация в порядке заявления подходит при наличии на руках подтверждающих документов на ЗУ:

  • на право пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования;
  • не определяющие вид права, на основании которого эксплуатируется надел или его точные границы, месторасположение.

Эти основания не требуют получения разрешения на представление у органов местного самоуправления. Но после регистрации прекращается действие ранее предоставленного права.

Разрешительный порядок


Вид регистрации подходит для землепользователей, являющихся членами СНТ, СТ или др. некоммерческих кооперативов и имеющих соответствующие документы, но не обладающих официальными бумагами на земельный участок, расположенный на территории такого объединения.

Принятие закона дало возможность членам некоммерческих кооперативов узаконить свои права на ЗУ исходя из удостоверенных документов на них, находящихся в ведении товариществ.

Для предоставления недвижимости в собственность требуется получение разрешения муниципалитета на основании заявления владельца. В данном случае для процедуры регистрации потребуются:

  • межевой план участка, определяющий местоположение, границы территории и ее площадь;
  • заключение правления объединения, на основании которого видно, что именно этот ЗУ закреплен за заявителем, и подтверждающее местонахождение и пределы надела.

Межевание необходимо при расхождении с соседями при установлении пределов смежных территориальных зон.

Если из садоводов еще никто не обращался на регистрацию, могут потребоваться дополнительные документы:

  • удостоверенная председателем копия правоустанавливающего основания на участок, который входит в состав территории СТ (СНТ);
  • выписка из ЕГРЮЛ о данном юрлице.

Обращение землепользователя рассматривается в течение 14 дней. Органы муниципалитета могут принять как положительное, так и отрицательное решение о предоставлении права собственности на ЗУ. Только получив разрешительный документ, владелец может начать процедуру регистрации.

Бесплатное право


Процедура затрагивает ЗУ, являющиеся недвижимостью общего пользования некоммерческих объединений. Если на территории расположено строение, приобретенное на праве собственности до введения ЗК РФ, то по закону гражданин имеет право зарегистрировать землевладение безвозмездно.

Алгоритм действий


Процедура включает в себя следующий порядок действий:

  1. Сбор и подготовку требуемых документов.
  2. Оплату госпошлины.
  3. Предоставление документов с заявлением на госрегистрацию.

Документы


По «дачной амнистии» собственнику требуется предоставить:

  • заявление на проведение упрощенной процедуры регистрации установленного образца (заполняется при приеме документов под контролем инспектора);
  • паспорт заявителя;
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты госпошлины (350 руб.);
  • документы: правоустанавливающие, правоудостоверяющие, разрешительные;
  • кадастровый документ (план или паспорт, в зависимости от даты приобретения) на постройки и земельный участок.

При отсутствии официальной бумаги из кадастра, будущему собственнику потребуется обратиться в соответствующие органы для ее получения. Срок оформления составляет не более 10 дней.

Если на территории расположены постройки, собственнику необходимо заполнить на них специальную декларацию и приложить к основному пакету документов.

Оплатить пошлину можно одним из удобных пользователю способов, в том числе в электронном формате.

Регистрация


росреестрНеобходимые документы требуется предоставить в территориальные органы Росреестра или многофункциональный центр. Заявителю выдается расписка о приеме бумаг на регистрацию. Срок ожидания результата – не более 7-10 дней. В случае отказа землевладельцу приходит письменное уведомление с указанием причин. При необоснованном или неправомерном действии со стороны органов власти, собственник имеет право обратиться в суд для урегулирования вопроса в свою пользу, потребовать обязательного признания права собственности на недвижимость.

Несоответствие ранее выданных правоустанавливающих документов реальной ситуации, привело к появлению упрощенной формы регистрации недвижимости. Таким образом, можно отметить, что принятие закона стало взаимовыгодным для обеих сторон: собственники получили возможность безвозмездно зарегистрировать имущество, в том числе постройки, а государство вовлекло в налогооборот дополнительные скрытые источники, вывело неузаконенные земельные участки из «теневого сектора».

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: