Спросить беcплатно!

Правила уборки придомовой территории МКД

split

В обязанности управляющей компании (УК) входит не только содержание в чистоте самого здания МКД, но и уборка придомовой территории. Данные услуги оплачиваются жильцами многоэтажки, поэтому они вправе требовать от УК качественного исполнения работ. Для этого гражданам необходимо знать, какие именно услуги по уборке они должны получать и в каком объеме.

Правовая основа


Уборка территории возле МКД регулируется правилами и нормами, закрепленными в следующих нормативно-правовых актах:

  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290;
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;
  • Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170;
  • Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004.

Придомовая территория принадлежит всем собственникам квартир в МКД. При этом ни один из владельцев жилплощади не вправе распорядиться своей частью – продать, подарить или сдать в аренду, так как это имущество считается общедомовым.

Наведение порядка осуществляется управляющей компанией, которая обслуживает жилое здание. Если управление МКД осуществляется собственниками самостоятельно, путем создания ТСЖ, то председатель товарищества должен самостоятельно заключить договор со сторонней компанией на уборку.

Если земельный участок возле МКД не зарегистрирован в Росреестре в качестве общедомового имущества, то он считается принадлежащей муниципалитету. Соответственно, за содержание такой земли несут ответственность местные органы власти.

Приватизировать или нет придомовой участок


Современные новостройки возводятся сразу же с облагороженной придомовой территорией. Обязанность по благоустройству возложена на застройщика. Данная территория переходит в собственность граждан одновременно с выкупом квартир. Пока жилье находится в распоряжении строительной компании, именно она контролирует уборку возле МКД.

До вступления в силу Земельного кодекса территория возле многоквартирных домов принадлежала государству. Теперь у жильцов есть возможность бесплатно приватизировать землю.

После оформления территории в собственность жильцы МКД смогут принимать решения о благоустройстве и создании благоприятной среды для собственного проживания. Одновременно с этим на них возлагается бремя по уплате земельного налога за придомовой участок.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на придомовой участок не лишает владельцев жилых помещений прав по эксплуатации территории около МКД.

Как определить придомовую территорию


В состав около домовой территории входит земельный участок с расположенными на нем объектами, являющимися неотъемлемой частью жилого здания. К объектам общедомового имущества относятся:

  • детские и спортивные площадки;
  • парковочные места;
  • клумбы, газоны;
  • кустарники и иные насаждения;
  • пешеходные дорожки;
  • лавочки, скамейки, беседки;
  • элементы уличного освещения;
  • площадки для выгула собак;
  • ограждающие конструкции;
  • площадки под мусорными контейнерами;
  • иные предметы инфраструктуры.

Границы придомовой территории устанавливаются на этапе планирования строительства МКД и закрепляются в кадастровом паспорте участка. Узнать границы конкретной территории можно по выписке из ЕГРН.

Человек, приобретая квартиру, сразу же становится собственником части придомового участка. Оформлять дополнительные документы на владение общей территорией возле МКД не нужно.

Что входит в содержание общей территории


Перечень работ по содержанию общедомового имущества включает в себя:

  • осмотр объектов на предмет соответствия нормам безопасности;
  • обеспечение готовности инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг;
  • санитарно-гигиеническую очистку помещений и прилегающей территории;
  • сбор и вывоз отходов;
  • обеспечение мер противопожарной безопасности;
  • уход за элементами озеленения и благоустройства;
  • подготовка к сезонной эксплуатации;
  • проведение мероприятий по энергосбережению;
  • техническое обслуживание общедомовых приборов учета энергопотребления;
  • проведение текущего и капитального ремонта.

Не входят в обязанности УК следующие виды работ:

  • озеленение, уборки и очистка участка, расположенного за границами общедомовой территории;
  • содержание и ремонт имущества, не входящего в состав общего;
  • утепление окон, остекление балконов ремонт входных дверей, относящихся к квартирам собственников.

То есть в обязанности обслуживающей организации входит только содержание имущества, признанного общедомовым. Все объекты, относящиеся к частной собственности владельцев квартир, обслуживаются силами собственников.

Любые работы по благоустройству и уборке придомовой территории не должны ущемлять права жителей многоэтажки или соседних домов, мешать проезду автотранспорта и служебных машин, а также наносить вред инженерным коммуникациям или окружающей среде.

Нормативы уборки


Перечень работ, необходимых для поддержания чистоты на придомовой территории, определяется с учетом сезонности. Независимо от времени года управляющая организация обязана обеспечивать очистку урн от мусора и уборку контейнерных площадок. Сами контейнеры для сбора бытовых отходов подлежат окрашиванию не реже 2-х раз в год. Техника, вывозящая мусор, должна иметь свободный подъезд к контейнерам.

В зимний период времени УК осуществляет следующие виды работ:

  • удаление снега и наледи с кровли;
  • уборка снега и наледи с тротуаров, площадки перед подъездом, внутриквартальных проездов;
  • посыпка придомовой территории противогололедными материалами;
  • очистка люков и пожарных гидрантов от снега и наледи.

В межсезонье ответственная организация должна обеспечивать уборку опавших листьев, сухостоя, сломанных веток деревьев.

В летний период перечень работ включает в себя:

  • уборка мусора и грязи с кровли;
  • агротехнические мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками;
  • подметание территории от мусора и пыли;
  • выкашивание и поливка газонов;
  • окраска урн и ограждений;
  • очистка металлической решетки и приямка;
  • прочистка ливневой канализации;
  • поливка асфальта при температуре воздуха свыше 30 °C.

Если на общей территории расположены отстойники или дворовые туалеты, то УК проводит их дезинфекцию, а также обеспечивает откачку.

Помимо этого ответственная компания обеспечивает подготовку оборудования детских и спортивных площадок к сезонной эксплуатации.

Жители могут заключать дополнительные соглашения с организациями на проведение работ, не входящих в перечень обязательных. Например, установка малых архитектурных форм, ландшафтный дизайн. Такие работы проводятся только с согласия всех собственников.

Периодичность


КалендарьНормы уборки придомовой территории предусматривают проведение основных уборочных мероприятий не реже одного раза в сутки. Если на улице наблюдается сильный снегопад, то снег вычищается во дворе дважды в день. Работы могут проводиться с привлечением спецтехники или вручную.

Посыпание тротуаров песком или иными противогололедными материалами, очищение наледи с козырьков и крыши, обрезание и вывоз веток кустарников, подсыпка песка в детские песочницы и иные виды работ осуществляются по мере необходимости.

В зависимости от класса территории уборка пешеходных дорожек может проводиться либо 1 раз в 2 дня, либо 1-2 раза в сутки.

Вывоз мусора, уборка контейнерной площадки и очистка урн должны осуществляться ежедневно. Обустройство клумб и подсыпка земли проводятся только в весенне-летний период, в сезон посадки растений.

Кто оплачивает работы


Обязанность по оплате собственниками расходов по уборке придомовой территории и обслуживанию МКД закреплена в ст. 158 ЖК РФ.

Расходы по уборке и содержанию придомовой территории делятся на всех собственников квартир МКД. Тариф за услуги устанавливается с учетом площади жилья, которым владеет гражданин. То есть, чем больше площадь квартиры, тем больше плата за обслуживание участка вокруг дома.

Тарифные ставки определяются на основании постановлений и методических рекомендаций органов власти. Компания, оказывающая услуги по содержанию территории возле МКД, вправе ежегодно пересматривать размер тарифа.

Если управление МКД осуществляется ТСЖ, то решение о размере тарифа на содержание общего имущества принимается собственниками самостоятельно. Ставка определяется на срок не менее 1 года.

Контроль над уборкой


В соответствии с разделом IV Постановления Правительства № 491 контроль над качеством проводимых работ по обслуживанию и уборке придомовой территории возложен на собственников жилых помещений и органы исполнительной власти, в пределах их компетенции.

Владельцы квартир вправе проверять:

  • периодичность оказания услуг;
  • объемы выполненных работ;
  • качество исполнения, в том числе путем проведения экспертизы.

При выявлении дефектов собственники недвижимости в МКД вправе требовать от ответственных исполнителей устранения недостатков, а также контролировать полноту и своевременность исправления замечаний.

Организация, оказывающая услуги по уборке территории возле МКД несет ответственность за ненадлежащее содержание имущество в соответствии с законодательством РФ.

Если услуга предоставляется некачественно


В ситуации, когда организация, отвечающая за уборку, оказывает услуги некачественно, и своевременно не устраняет выявленные нарушения, собственникам жилья необходимо писать коллективные или индивидуальные жалобы. В первую очередь жалоба направляется руководителю УК или председателю ТСЖ.

Регламентированная форма обращения законом не предусмотрено, поэтому жалоба составляется в произвольной форме. В ней необходимо подробно описать перечень работ, которые выполняются с нарушениями или не исполняются вовсе.

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается в организацию, а второй, с отметкой о получении, остается на руках у заявителя. Срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 дней.

Если ответственная за уборку организация не направила ответ на претензию, то по истечении 30 дней жильцы могут пожаловаться на бездействие руководства компании в горжилинспекцию или Роспотребнадзор. Помимо этого на халатность руководителя можно пожаловаться в прокуратуру.

В качестве доказательной базы ненадлежащего содержания придомового имущества можно представить фото и видео фиксацию нарушений, а также свидетельские показания. Такие доказательства потребуются, если дело дойдет до судебного разбирательства.

Если обращения в УК/ТСЖ и госорганы не принесли результата, то собственникам необходимо обращаться в суд для привлечения организации к ответственности и возмещения причиненного жителям вреда.

Также жильцы вправе расторгнуть соглашение на обслуживание с МКД, заключенное с компанией-нарушителем, и заключить новый договор с другой организацией. Такое решение принимается на общем собрании собственников. При выборе нового поставщика услуг необходимо обращать внимание на надежность, репутацию и опыт работы фирмы.

Мера ответственности


КоАП РФЗа ненадлежащее исполнение условий договора по содержанию прилегающей к МКД территории предусмотрена административная ответственность. В ст. 7.22 КоАП установлено, что должностным лицам будет выписан штраф от 4 до 5 тысяч рублей. Организацию, оказывающую некачественные услуги могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей.

Качество содержания придомовой территории напрямую зависит от инициативности собственников квартир. Если жильцы «закрывают глаза» на недобросовестное выполнение работ, то УК не станет лучше работать. Чтобы двор содержался в чистоте и был благоустроен, владельцам недвижимости необходимо осуществлять контроль над деятельностью ответственной организации и писать жалобы при обнаружении нарушений в правилах предоставления услуг.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Поделиться с друзьями:
Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector