Спросить беcплатно!

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

split

Резервирование земель может проводиться в случаях, когда требуется достижение значимой для страны, региона или населения цели, для осуществления которой необходимы данные территории. Эта проблема регулируется ст. 70.1 ЗК РФ. Резервирование объектов может осуществляться для реализации тех же задач, для которых производится их изъятие, это две стадии одного процесса. Теперь рассмотрим все по порядку.

Понятие резервирования


Резервирование земли является процедурой, предполагающей введение ограничений на пользование участком гражданами или организациями. В дальнейшем эта территория должна использоваться для достижения глобальных целей в интересах государства и народа. Резервирование земельных участков будет иметь юридическую силу только тогда, когда обеспечено соблюдение всех требований, приведенных в ст. 70.1 ЗК РФ.

Ограничения на пользование участком могут быть наложены как на организацию, так и на гражданина. Земля в итоге будет изъята у законного владельца, но ее собственник получит компенсацию.

Если территория зарезервирована, это не означает ее немедленное изъятие у владельца. Такой участок может быть отчужден у собственника в будущем. Иначе говоря, органы государственной или муниципальной власти посредством включения надела в резерв получают гарантию, что он в случае необходимости может быть использована в интересах страны.

Хозяин землевладения ощутит последствия изменения статуса объекта еще до начала его использования в глобальных интересах. Так, после признания надела зарезервированным он не сможет на его территории:

  • построить дом или объекты хозяйственного назначения, даже если они соответствуют назначению земельной площади;
  • организовать размещение искусственного водоема;
  • свободно реализовывать проекты, направленные на реализацию мелиорации и ирригации.

В случае включения территории в резерв гражданин или организация не могут оформить ее в собственность.

Основания для включения земли в резерв


В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).

Порядок резервирования


законРезервирование земель должно осуществляться в соответствии с правилами, которые определены постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 г. В соответствии с данным нормативным актом полномочиями о включении территории в резервный фонд наделен орган исполнительной власти муниципалитета, региона или государства.

Чтобы принять такое решение, понадобятся данные, находящиеся в государственном кадастре недвижимости. Земельный надел должен иметь свой индивидуальный номер. Это означает, что если участок не состоит на кадастровом учете, он не может быть забронирован.

Рассмотрим более детально порядок проведения резервирования земельного угодья.

Чтобы закрепить за участком статус резервного, может понадобиться подготовка следующей документации:

  • документы, содержащие информацию о том, как проходят границы секторов, в которых планируется разместить объекты на зарезервированной территории;
  • в случае, если угодье предназначено для строительства сооружений природоохранного назначения либо возведения объектов для обеспечения обороны и безопасности страны, потребуются бумаги по планированию территории;
  • документ, в котором зафиксирован факт резервирования землевладения согласно государственным программам, направленных на исследование недр и рациональное использование природных богатств.

Ходатайство о резервировании рассматривается главой муниципального образования или субъекта РФ. По результатам рассмотрения поданных документов принимается решение о внесении земли в резерв. Оформляется оно в форме акта, в который вносятся следующие сведения:

  • цели включения надела в резерв;
  • сроки проведения данной процедуры;
  • список документов, используемых для бронирования угодья;
  • кадастровые номера участков, которые расположены в зоне резервирования.

Вся документация по бронируемым наделам направляется в Росреестр. Решение о резервировании начинает действовать с момента появления соответствующих публикаций в региональных СМИ. К решению прикрепляется схема, показывающая расположение бронируемых наделов. Также публикуются данные о том, где и когда заинтересованные лица могут ознакомиться со схемой резервируемых территорий. Факт, что все участники были надлежащим образом уведомлены, должен быть зафиксирован в письменной форме.

На какой срок резервируется участок


В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:

  1. В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
  2. Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
  3. До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
  • федеральных автодорог;
  • метрополитена;
  • объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).

Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.

Заключение


Участок земли может быть зарезервирован, если он необходим для достижения важнейших целей страны, региона или поселения. При этом надел не должен изыматься у владельца до момента начала его эксплуатации в соответствии с заявленной целью, хотя право его использования будет ограничено.

Лишение прав на участок предполагает выплату бывшему владельцу компенсации, соразмерной его стоимости. Решение о включении территории в резерв вступает в действие со дня его публикации в СМИ.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Поделиться с друзьями:
Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector