Юридическая помощь

Содержание:

Ремонт по ОСАГО в 2025 году: процедура, сроки и нюансы

На каких условиях выполняется ремонт по ОСАГО в 2025 году? Наличие ОСАГО-полиса позволит автовладельцу-страхователю не выплачивать компенсацию ущерба, нанесенного другим участникам дорожного движения при ДТП. Автостраховщик виновника аварии обеспечит пострадавшей стороне надлежащий ремонт поврежденной машины или, как вариант, выплатит ей адекватное денежное возмещение. Организация, выполнение и оплата ремонта (восстановления) автомобиля по правилам ОСАГО регламентируются конкретными нормами действующего законодательства.

Ремонт машины на условиях ОСАГО: нормативно-правовой аспект


ЗаконОСАГО-полис (автогражданка) – это договор, посредством которого страхуется гражданская ответственность автомобилиста-страхователя. Оформление автогражданки – обязательное условие для всех владельцев автотранспорта, имеющего регистрацию РФ (пункт 1 статьи 4 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002). Если данное требование не выполняется, нарушителю грозит штраф, размер которого составляет 800 рублей (как установлено пунктом 2 статьи 12.37 КоАП РФ).

Возмещение вреда от ДТП совершается компанией-автостраховщиком согласно порядку, предписанному статьей 12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующего ОСАГО. Соответствующая процедура подразумевает компенсацию страховой компанией ущерба, нанесенного имуществу (автомобилю), здоровью и жизни лица, пострадавшего в автомобильной аварии, произошедшей по вине автовладельца-страхователя.

Причиненный вред компенсируется автостраховщиком каждому из потерпевших в границах страховых сумм, зафиксированных статьей 7 закона № 40-ФЗ (для ущерба здоровью и жизни – максимум 500 000 рублей, для ущерба имуществу – максимум 400 000 рублей на каждого потерпевшего).

Как предусматривается правилами ОСАГО, вред, причиненный легковой машине, пребывающей в собственности российского гражданина и имеющей российскую регистрацию, возмещается автостраховщиком путем обеспечения восстановительного ремонта данной машины (пункт 15.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Иными словами, такой ущерб компенсируется пострадавшему субъекту в натуре. При этом стороны должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующий ОСАГО в РФ. Обеспечение страховщиком восстановительного ремонта автотранспорта, принадлежащего потерпевшему в ДТП, регулируется этим нормативно-правовым актом.
  2. Положение ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014, устанавливающее правила ОСАГО. Возмещение автостраховщиком вреда путем восстановления автотранспорта, поврежденного при ДТП, регламентируется главами 4-6 данного нормативно-правового акта.
  3. Положение ЦБ РФ № 432-П от 19.09.2014, определяющее методику стоимостной оценки восстановительного ремонта, осуществляемого в отношении машины, поврежденной при ДТП.

Порядок восстановления машины по правилам автогражданки


Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:

  1. Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
  2. Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
  3. Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
  4. Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
  5. Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  6. Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
  7. Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
  8. Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
  9. Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  10. Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.

Когда можно получить денежную компенсацию по ОСАГО вместо ремонта


Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:

  1. Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
  2. В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
  3. Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
  4. Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
  5. В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
  6. Гибель потерпевшего.
  7. Автомашину нельзя восстановить.

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется


Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Куда передается автомашина для восстановления по ОСАГО


Абзацем 5 пункта 15.2 статьи 12 закона № 40-ФЗ оговаривается, что компания-автостраховщик по ОСАГО направляет машину потерпевшего именно на ту станцию техобслуживания, с которой у неё имеются договорные отношения. При этом компания-страховщик может выбрать любую из таких станций, если договоренности у неё оформлены с несколькими СТО. При этом данные станции должны соответствовать установленным требованиям.

Однако в двух типичных ситуациях физлицо-страхователь вправе самостоятельно выбрать подходящую станцию техобслуживания:

  1. Оформляя ОСАГО, клиент самостоятельно выбрал конкретную станцию из списка, предложенного автостраховщиком.
  2. После аварии пострадавший письменно сообщил автостраховщику о намерении выполнить ремонт на автостанции, с которой, у автостраховщика отсутствует договор, а компания-страховщик одобрила данную просьбу.

Восстановительный ремонт автомашины по ОСАГО: порядок действий


Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:

  1. Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
  2. Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
  3. Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
  4. Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
  5. Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
  6. Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
  7. Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.

Если владелец восстановленного автотранспорта не удовлетворен результатами ремонта, выполненного на СТО по ОСАГО, он предъявляет соответствующую претензию автостраховщику. Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 закона № 40-ФЗ, досудебная процедура предъявления претензии организации-автостраховщику является обязательной. Если досудебное требование автовладельца не удовлетворяется, заявитель вправе выдвинуть судебный иск.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: