Юридическая помощь

Содержание:

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

У любого надела может быть частная или публичная форма собственности земельного участка. В первом случае собственником надела является юридическое или физическое лицо. Во втором – государство.

Законодательное регулирование


Право собственности на землю определяется в соответствии с главой III Земельного кодекса РФ. Так в п. 1 ст. 16 ЗК РФ сказано, что все наделы, принадлежащие гражданам, предприятиям или муниципалитету являются государственными участками.

Государственное право владения территорией делится на три категории:

  • находящиеся в федеральной собственности;
  • принадлежащие субъектам РФ;
  • относящиеся к собственности муниципальных образований.

До начала 90-х годов все земельные наделы принадлежали государству. Они предоставлялись населению во временное пользование, но право собственности сохранялось за органами власти. И только с началом приватизации стали появляться частные землевладения, хозяевами которых становились граждане или организации.

Какие участки относятся к публичной собственности


Государственными признаются территории, не имеющие собственника в лице юридических или физических лиц, а также соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие установленные границы;
  • у которых определен точный адрес или местоположение;
  • поставленные на кадастровый учет.

Помимо этого существуют земли, которые могут находиться только в публичной собственности:

  • лесной и водный фонд;
  • особо охраняемые территории;
  • участки, предназначенные для оборонных нужд и нужд служб безопасности страны;
  • территории с недрами федерального значения;
  • земли запаса;
  • участки, на которых расположены объекты общественной инфраструктуры, например, автомагистраль.

Перечень земель, которые могут относиться только к государственной собственности, является открытым. Федеральные и региональные власти вправе самостоятельно определять критерии, по которым земля не может передаваться гражданам.

Основания для возникновения прав на надел


Публичная форма собственности может возникнуть у земельного участка по одному из следующих оснований:

  • признание земли государственной собственность в соответствии с федеральными законами;
  • полученные в результате разграничения госсобственности;
  • приобретенные в результате сделок, проведенных в соответствии с ГК РФ.

В ст. 218 ГК РФ перечислены сделки, в результате которых появляется право собственности. К ним относятся:

  • создание нового земельного участка, например, путем разделение одной большой площади на несколько небольших территории;
  • заключение сделки купли-продажи или иного договора на отчуждение имущества;
  • получение земли, не имеющей владельца, например, если собственник умер, а наследников на участок нет.
Помимо этого государство вправе изъять у гражданина или предприятия территорию для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Отличия от частной формы владения


Основным отличием публичной формы собственности от частной является отсутствие конкретного лица, которому принадлежит территория. То есть, государственные земли не имеют точного собственника, в то время как у частной территории в выписке ЕГРН указано лицо, которое владеет данной землей.

Второе существенное отличие частных и публичных форм владения – налогообложение для владельцев земель. Государственные наделы не облагаются земельным налогом, в то время как юридические и физические лица, владеющие территорией, ежегодно оплачивают налоговый сбор.

Все блага, полученные от эксплуатации территории, имеющей публичную форму владения, принадлежат обществу. Если надел принадлежит частному лицу, то блага достаются только собственнику.

Отчуждение участков, принадлежащих государству, происходит путем приватизации, сдачи в аренду или на основании договора бессрочного пользования. Частные территории могут быть отчуждены по договору купли-продажи, дарения, завещания или иным основаниям, не противоречащим закону.

Очевидно, что частное землевладение дает собственнику больше прав на распоряжение участком, чем публичная форма владения.

Можно ли получить публичную землю в частную собственность


Публичное право собственности на земельный участок может быть переведено в частное землевладение. Передача территорий гражданам или организациям проводится по следующим основаниям:

  • аренда;
  • постоянное бессрочное пользование;
  • пожизненное наследуемое владение.

В первом случае фактическим собственником надела остается государство. Арендатор имеет право использовать территорию по целевому назначению на возмездной основе. Такая форма владения землей освобождает человека или предприятие от необходимости уплаты земельного налога. Одновременно с этим у хозяина отсутствует возможность полноправно распоряжаться участком.

Перевод территории в частное землевладение дает собственнику возможность распоряжаться наделом по своему усмотрению. Владелец может совершать с землей следующие действия:

  • использовать для личных нужд, не противоречащих законодательству;
  • использовать в предпринимательских целях;
  • закладывать в банк в качестве обеспечения кредитного договора;
  • сдавать в аренду третьим лицам или организациям;
  • продавать или обменивать на другие участки;
  • совершать сделки по безвозмездному отчуждению – дарение, завещание.

Передача прав на надел в пользу физических и юридических лиц происходит на платной основе. Для отдельных категорий граждан существует возможность бесплатного получения надела. К таким лицам относятся:

  • многодетные родители;
  • люди, владеющие участком под ИЖС свыше 5 лет;
  • фермерские хозяйства, пользующиеся землей по целевому назначению более 5 лет;
  • сотрудники муниципальных органов власти;
  • участники СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Местные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, согласно которым граждане могут получить землю безвозмездно.

Как это сделать


законПорядок предоставления участков с публичной формой собственности в распоряжение физ. и юр. лиц осуществляется в соответствии с главой V.1 ЗК РФ. Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса передача наделов в распоряжение граждан и предприятий может проводиться посредством проведения аукциона или без проведения торгов.

Торги проводятся по инициативе органов власти или по заявлению лиц, претендующих на территорию. На аукцион могут быть выставлены только участки, имеющие сформированные границы и поставленные на кадастровый учет.

Если торги проводятся по инициативе муниципалитета, то власти обязаны разместить информацию об этом в местных СМИ. В предложении принять участие в аукционе всех желающих содержатся следующие данные:

  • характеристики надела;
  • сроки подачи заявки;
  • начальная стоимость земли.

Начальная стоимость определяется путем кадастровой оценке участка, проводимой специализированной организацией. Торги проводятся путем повышения стоимости надела. Победителем признается участник, предложивший наибольшую цену. Участник, победивший на торгах, должен оформить права собственности на территорию в Росреестре.

Если инициатором проведения аукциона является гражданин, то ему необходимо получить межевой план участка. Этот документ служит основанием для постановки земли на государственный учет.

В межевом плане отображается информация о качественных характеристиках территории, а также устанавливаются границы со смежными наделами. К плану прилагается акт о согласовании границ с владельцами соседних участков. В остальном схема проведения торгов не отличается от аукциона, инициированного муниципалитетом.

Без проведения торгов


Участки, выделенные под ИЖС или ЛПХ, могут быть предоставлены во владение граждан без проведения торговых процедур. Для этого хозяин надела должен обратиться в земельный комитет при органе власти, которому принадлежит территория. При обращении необходимо представить следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • договор, на основании которого территория передана в пользование;
  • межевой план со всеми приложениями.

Если от имени гражданина действует представитель, то дополнительно предоставляется доверенность на удостоверение полномочий.

Заявление рассматривается 30 дней, после чего уполномоченный орган выносит постановление о праве гражданина на выкуп земли. С полученным документом человек обращается в Регистрационную палату или МФЦ для госрегистрации прав на надел.

Гражданину необходимо представить следующие документы для регистрации:

  • постановление земельного комитета;
  • паспорт заявителя;
  • подтверждение оплаты выкупной стоимости;
  • межевой план;
  • квитанцию об уплате пошлины.

Госпошлина за совершение регистрационных действий составляет 2000 рублей для физических лиц, и 22000 для предприятий.

По окончании регистрационных действий в единый государственный реестр кадастра и картографии вносятся сведения о новом владельце надела, а собственник получает выписку ЕГРН, подтверждающую его законные права на владение и распоряжение территорией.

Гражданин, оформивший землю в собственность, имеет больше прав по распоряжению наделом, чем человек, пользующийся участком, принадлежащим государству. Хотя публичная форма собственности тоже имеет свои преимущества, например, освобождение от уплаты земельного налога. В дальнейшем такая земля может перейти из публичного владения в частную собственность гражданина или предприятия.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: