Юридическая помощь

Содержание:

Памятка ж/д путешественнику: права пассажиров

Многие люди воспринимают путешествие на поезде как долгую и не самую комфортную поездку. Но их переживания беспочвенны. Пассажиры российских поездов могут рассчитывать на целый ряд предоставляемых РЖД услуг, которые значительно повысят комфортность Вашего путешествия.

Путешествуем с комфортом


законСогласно установленным в пп. 5.3.3 и 7.3.2 Стандарта АО «РЖД» СТО РЖД 1.04.001-2007 «Обслуживание пассажиров проводниками вагонов формирования Федеральной пассажирской дирекции. Требования к качеству обслуживания», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 5 сентября 2007 г. № 1691р, пассажир вправе обратиться к проводнику с просьбой помочь с загрузкой багажа в тамбур во время посадки в поезд и с выгрузкой – при выходе пассажира на станции прибытия. Проводник должен оказать ему содействие при наличии возможности.

После посадки на поезд дальнего следования проводник предоставляет в пользование пассажирам постельное белье. Не все знают, что проводник также обязан вам предложить застелить его. Такие требования установлены п. 6.2.1.1 Стандарта, а также п. 53 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 г. N 473.

В случае необходимости за дополнительную плату Вы можете попросить выдать Вам свежее постельное белье столько раз, сколько считаете нужным (п. 6.2.1.3 Стандарта, п. 53 Правил перевозок). Вы не обязаны сами убирать белье перед выходом из поезда, эта задача также возлагается на проводника (п. 6.4.3.2 Стандарта).

Кроме этого, на основании п. 6.1.7 Стандарта путешественникам бесплатно выделяются щетки, предназначенные для чистки одежды и обуви.

Гражданам, путешествующим в вагоне повышенной комфортности, принесут свежие газеты. Также в качестве подарка они получат набор санитарно-гигиенических средств (пп.6-9 4 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утв. приказом Минтранса РФ от 09.07.2007 № 89).

Если ребенку до 12 лет досталось место на верхней полке, обязанностью проводника в соответствии с п. 6.3.5 Стандарта является установка для него ремней безопасности.

Санитарные нормы для вагона поезда


ЧистотаЧто касается температуры воздуха в вагоне, то она нормируется только в том случае, если в нем установлен кондиционер (п. 6.2.2.4 Стандарта). В такой ситуации единственный способ избавиться от духоты – открыть окно для проветривания.

Но если кондиционер в вагоне все же установлен, то температура воздуха в нем должна находиться в интервале +22ºC — +26 ºC (п. 6.2.2.3 Стандарта). При этом не имеет значения, каким классом едет пассажир. Тариф перевозки также роли не играет. При несоответствии температурных условий установленным нормативам пассажиры вправе составить соответствующий акт. Он может быть использован для обращения с претензией в РЖД или предъявления иска в суд.

Каждый вагон поезда должен быть оборудован находящимися в исправном состоянии системами:

  • водоснабжения;
  • теплоснабжения;
  • вентиляции;
  • освещения;
  • холодильными установками;
  • механизмами спуска в туалетах.

Не допускается эксплуатация вагонов, если в них есть разбитые окна или незакрывающиеся двери. Эти требования предусмотрены п. 5.1.70 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 3 марта 2003 г.

В соответствии с п. 5.1.74 Санпина и п. 6.4.3.6 в туалетах, как минимум 4 раза сутки должна проводиться влажная уборка. После того, как туалет помыт, он не должен быть источником сильных и отталкивающих запахов. Проводник обязан каждый час проверять, не закончились ли такие принадлежности, как мыло, туалетная бумага и бумажные полотенца (п. 5.1. 75 Санпина). Жалобы пассажиров являются основаниями для выполнения проводником дополнительных проверок.

Правила пользования туалетами предусмотрены п. 5.1.75 Санпина и п. 6.3.3 Стандарта. В соответствии с ними пассажирам запрещено пользоваться обычными туалетами, когда поезд проезжает по мосту, проходит через тоннель или находится в санитарной зоне. Но все эти ограничения к биотуалетам не относятся.

Питание в пути


ОбедПроводник должен не реже 3 раз в день предлагать пассажирам чай, кофе, а также кондитерские изделия. Кроме этого, соответствующие просьбы должны выполняться по требованию любого из пассажиров. Также Вы вправе требовать замены использованной посуды на чистую (п. 6.5.2, п. 6.5.5 Стандарта).

В случае задержки поезда более чем на 4 часа Вам обязаны предложить бесплатное питание (п. 8.3.3 Стандарта).

Для всех пассажиров, которые едут в вагоне повышенной комфортности, в соответствии с п. 4 Порядка № 89, предусмотрено предоставление питания. Какие блюда будут Вам предложены, зависит от перевозчика. Пассажирам, предпочитающим вегетарианскую пищу, вместо стандартных блюд могут быть поданы овощи и фрукты.

Употребление алкоголя в поезде


алкогольЕсли Вы приобрели горячительные напитки в вагоне-ресторане, никто не предъявит Вам никаких претензий (конечно, если Вы не напьетесь и не начнете буянить). Право на реализацию алкогольной продукции пассажирам предусмотрено п. 5 ст. 16 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, но бутылка с алкоголем должна непременно открываться продавцом, а употребление напитка разрешается только в вагоне-ресторане.

Если пассажир взял свою бутылку в вагон-ресторан или начал ее распивать в любой другой части поезда, то у него могут возникнуть определенные неприятности.

В соответствии с п. 1 ст. 20.20 КоАП РФ распитие спиртосодержащей продукции в общественных местах признается административным правонарушением. Однако закон предусматривает запрет на употребление алкоголя в городском и пригородном транспорте. Казалось бы, на поезда дальнего следования этот запрет распространяться не должен. Но в реальности зачастую дело обстоит иначе. Более того, были прецеденты, когда вагоны поездов признавались общественными местами со всеми вытекающими отсюда последствиями. А это значит, что в соответствии со 20.21 КоАП РФ нетрезвого пассажира могут по решению суда подвергнуть административному аресту на период до 15 суток. Кроме этого, сотрудники полиции вправе снять его с поезда. Поэтому напиваться в дороге не следует.

Развлечения


По желанию пассажира проводник бесплатно предоставляет ему шахматы, шашки или домино.

Во время путешествия пассажиры могут проводить время, исполняя песни или играя на музыкальных инструментах. Но делать это можно только в дневное время и при условии отсутствия возражений у других путников. Согласно п. 6.3.2 Стандарта с 11 вечера и до 6 утра все находящиеся в вагоне граждане обязаны не нарушать тишину.

Нестандартные просьбы к проводнику


П. 8.1.1 Стандарта предусматривает возможность обращения к проводнику с не совсем обычной просьбой. Она может быть исполнена проводником при наличии такой возможности. За ее оказание с Вас могут взять плату. В частности, пассажир может попросить подогреть пищу в микроволновке или предоставить ему утюг для глажки одежды. Подобная просьба не должна противоречить российскому законодательству. Но Ваше пожелание не будет выполнено, если на это не даст разрешения начальник поезда.

Перевозка багажа


багажОбычно занимающие верхние полки пассажиры размещают багаж под нижними полками, которые заняты другими пассажирами. В общем случае пассажир с нижней полки обладает преимуществом при размещении багажа внизу, а с верхней полки – вверху.

В случае, когда конструкция спальных мест позволяет разместить кладь только вверху или только внизу, согласно п. 112 Правил никакие пассажиры преимуществами не обладают.

Если багаж может находиться только внизу, пассажир с верхней полки имеет такое же право его туда поместить, как и пассажир с нижней полки. Вес ручной клади, которую можно брать с собой в вагон, не должен превышать 36 кг на 1 место (в вагоне СВ можно перевозить 50 кг клади). П. 103 Правил перевозок допускает размещение в вагоне багажа на 50 кг больше, но за отдельную плату.

Перевозка велосипеда в неразобранном виде разрешается только тамбуре пригородного электропоезда (п. 106 Правил перевозок). Если Вы собираетесь взять велосипед в поезд дальнего следования, его придется разобрать и упаковать так, чтобы общая сумма длины, ширины и высоты Вашего средства передвижения составляла не более 180 см (пп. 103 и 129 Правил перевозок).

Правила путешествий с животными


Перевозку домашних животных вам также придется оплатить. Исключение составляют путешествия с собакой-проводником (п. 125 Правил перевозок).

Пассажиру на основании п. 118 Правил перевозок разрешается брать с собой не более двух некрупных животных (собак, кошек, хорьков, различных птиц и т.д.). Ехать с животными можно только в купейном вагоне. Во время путешествия они должны находиться в клетках, сумках-переносках, корзинах и т.д., которые следует ставить в места размещения ручной клади (п. 119 Правил перевозок).

К крупным собакам это правило не относится. Но на них должны быть надеты намордники, а пассажиру при этом необходимо сразу выкупить все купе (п. 123 этих же Правил).

Согласно п. 126 Правил перевозок на всех животных перед поездкой должны быть оформлены ветеринарные документы.

Как быть, если требуется сойти с поезда


Никто не может быть застрахован от того, что не заболеет в пути. Если по причине болезни Вам пришлось сойти с поезда, то следует подойти в кассу для того, чтобы продлить срок действия билета. Для этого сотрудник кассы должен поставить соответствующую отметку (пп. б п. 36 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ № 111 от 2 марта 2005 г.). Также пассажир вправе вернуть средства, уплаченные за ту часть пути, по которой он не проследовал (п. 89 Правил Перевозок).

В случае, если из-за болезни Вы так и не сели на поезд, билет можно сдать в кассу в течение 5 суток. В такой ситуации пассажиру возвращается практически вся сумма потраченных на него средств (п. 87 Правил перевозок). Также за незначительную доплату в соответствии с пп. м п. 13 Правил оказания услуг действие билета может быть возобновлено.

Во время нахождения в поездке пассажир по своему желанию вправе взять перерыв длительностью до 10 дней. Для этого он может сойти с поезда и обратиться в кассу для продления проездного документа (пп. д п. 13 Правил оказания услуг). За такую услугу в соответствии с п. 66 Правил перевозок пассажир должен доплатить небольшую сумму. Для оформления остановки и продления билета необходимо не позднее 3 часов после выхода на станции подойти в кассу для проставления отметки об остановке (п. 63 Правил перевозок).

В заключении приведем один интересных факт: на всех железнодорожных платформах обязательно должны присутствовать павильоны либо навесы, предназначенные для защиты пассажиров от атмосферных осадков и солнечного излучения. Требование к наличию подобных конструкций никак не связано с категорией железнодорожной станции или пассажиропотоком. Данное условие распространяется и на станции, на которых вокзала как такового нет.

★ ★ ★

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Поделиться с друзьями:
Adblock
detector