Юридическая помощь

Содержание:

Всё, что нужно знать о школе – памятка для родителей

Наверное, нет таких родителей, которые бы не тревожились перед началом очередного учебного года. И это не только переживания за то, как будет учиться ребенок и насколько комфортно ему находиться в школьном коллективе. Нередко школьники и их родители сталкиваются с ситуациями, для успешного разрешения которых необходимо иметь определенную юридическую подготовку. Их рассмотрению и посвящена данная статья.

Содержание

Собеседования при поступлении в школу


Нередко при приеме детей в школу с ними проводятся собеседования. Они позволяют оценить навыки и способности ребенка. В зависимости от цели проведения собеседования делятся на 2 вида:

  1. Индивидуальный отбор.
  2. Ознакомительное собеседование.

По результатам индивидуального отбора может решаться вопрос, примут ребенка в школу или нет. Он является правомерным при соблюдении следующих условий:

  • в школе имеются «профильные» классы или ведется углубленное преподавание части учебных дисциплин;
  • принимать участие в отборе могут только учащиеся 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Ученики начальных классов должны приниматься в государственную школу не по результатам индивидуального отбора, а на общих основаниях. В соответствии с этими основаниями в учебное заведение в первую очередь зачисляются дети, которые проживают в местности, где расположена школа. Если останутся незанятые места, на них могут взять детей, проживающих в других районах (ч. 3 ст. 67 Закона № 273-ФЗ). Правила проведения таких собеседований регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

Чаще всего собеседования с будущими учениками носит ознакомительный характер. Как правило, такое тестирование выполняется уже после того, как ребенка зачислили в школу. Оно не может повлечь значимых с юридической точки зрения последствий.

Условие о проведении с ребенком ознакомительного собеседования может включаться в договор, который заключают общеобразовательное учреждение и родители ученика. Также о нем должно упоминаться в издаваемых школой документах.

Плата за продленку


деньгиРодители должны быть готовы к тому, что за оформление ребенка в группу продленного дня (далее – ГПД) придется платить. Никаких законодательных запретов на это нет. На получение льгот также рассчитывать не приходится. Они не предусмотрены даже для таких категорий, как многодетные или нуждающиеся в улучшении имущественного положения семьи.

Вопрос о взимании платы за пребывание школьника в ГПД должен решать учредитель образовательного учреждения. Чаще все в его роли выступает местный департамент или управление образования. Он же определяет, сколько родителям надо будет платить за продленку. Учредитель вправе устанавливать правила, по котором определенные категории детей могут находиться в ГПД на льготных условиях (вплоть до полной отмены платы). Однако это является правом учредителя, но никак не его обязанностью.

После того, как документ о взимании платы за продленку будет утвержден, его размещают на школьном сайте (п. 4.1 ч. 2, ч. 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ). На это законодательством отведено 10 суток. Если по каким-либо причинам документ не был своевременно выложен на сайт школы, его обязаны показать родителям по их просьбе.

В данной бумаге должен присутствовать расчет взимаемых с родителей сумм. Учредитель не вправе включать в него затраты на основную образовательную программу, а также на содержание школьного здания (ч. 9 ст. 66 Закона № 273‑ФЗ).

В школе должна присутствовать следующая документация:

  • бумаги, в которых приводится список услуг, предоставляемых детям из ГПД;
  • методика, применяемая для расчета сумм платежей;
  • перечень категорий детей, для которых предусмотрены льготы (если они предоставляются учредителем школы);
  • образец договора общеобразовательного учреждения с родителями о ГПД.

Взимание платы за пребывание детей в ГПД не противоречит принципам бесплатности и общедоступности среднего общего образования. ГПД создаются не для обучения детей, а в целях присмотра и ухода за ними. Платежи должны покрывать расходы учебного заведения на организацию продленки и ничего более. Создавать ГПД в целях извлечения прибыли незаконно. Это относится по крайней мере к государственным и муниципальным школам.

Если есть основания полагать, что плата за нахождение ребенка на продленке завышена, следует ознакомиться с содержанием документации, в которой зафиксированы размер платежа и порядок его определения.

ГПД работают в режиме, установленном администрацией школы. В соответствии с порядком, предусмотренным приложением 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10, в режим находящихся на продленке школьников должны включаться:

  • двухразовое питание – обед и полдник;
  • прогулка на воздухе продолжительностью не менее 2 ч;
  • сон в послеобеденное время для учащихся 1 классов;
  • предоставление условий для выполнения домашних заданий;
  • общественно-полезный труд;
  • посещение кружков;
  • мероприятия физкультурно-оздоровительного характера.

Домашние задания школьник делает самостоятельно, а воспитатель должен только позаботиться о создании надлежащих условий для их выполнения. По желанию родителей ребенок может также выполнять домашнюю работу под контролем учителя. Но это следует рассматривать как дополнительную услугу, за которую надо будет внести доплату.

За чей счет покупаются учебники?


В ч. 1 ст. 35 Закона № 273-ФЗ говорится, что обучающиеся в государственных и муниципальных школах дети бесплатно обеспечиваются:

  • учебниками;
  • учебными пособиями;
  • материалами, которые требуются для получения образования в пределах ФГОС.
Образовательное учреждение получает учебники и пособия за счет бюджетных ассигнований. Родители не обязаны приобретать их за свой счет.

Многие родители интересуются, должны ли предоставляться детям прописи для первоклассников, сборники задач, тесты и прочие материалы бесплатно. Ответ на данный вопрос будет утвердительным в том случае, если все эти вещи относятся к учебным пособиям. К сожалению, в законодательстве РФ понятие «учебное пособие» раскрыто недостаточно. До конца не ясно, можно ли считать одноразовые пособия-тетради учебными пособиями. В большинстве случаев родителям приходится покупать их за свой счет.

Если ребенок занимается в платных кружках или посещает углубленные занятия по каким-либо учебным дисциплинам, ему потребуются дополнительные учебные материалы. Но такие занятия выходят за рамки ФГОС, поэтому все необходимое для них скорее всего придется покупать родителям (ч. 3 ст. 35 Закона № 273-ФЗ).

Ответственность за утерю или порчу школьного учебника


Учебник, полученный учеником в школьной библиотеке, является имуществом образовательного учреждения. Бережное отношение к учебной литературе – одна из обязанностей школьника (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 273-ФЗ). Как правило, соответствующие положения также включаются в школьный устав или правила внутреннего распорядка школы. Если ребенок потерял учебник или привел его в негодность, к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (ч. 4 той же самой статьи).

Также ученик обязан соблюдать правила пользования библиотекой. Если в результате нарушения этих правил библиотеке был причинен вред, с нарушителя могут быть взысканы средства в счет его компенсации (ст. 9 закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29 декабря 1994 г.). Возмещать ущерб придется родителям ученика. Правила его возмещения детально регламентируются внутришкольной документацией.

Должны ли родители учеников сами покупать лыжи?


Покупка спортивного инвентаря для уроков физкультуры не является обязанностью родителей. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона № 273-ФЗ все средства, необходимые для обеспечения учебного процесса, должны выдаваться ученикам бесплатно. Согласно п. 26 ст. 2 этого же закона к их числу относится и спортивный инвентарь, включая лыжи.

Правомерен ли сбор средств на ремонт здания школы и уборку?


В п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ говорится, что за ремонт и содержание муниципальных школ несет ответственность муниципалитет. Это касается и обустройства территорий, примыкающих к школьному зданию. Поэтому сотрудники образовательного учреждения не вправе брать у родителей учеников деньги на выполнение ремонтных работ в здании школы, замену асфальтового покрытия и прочие мероприятия, финансируемые за счет бюджетных ассигнований.

Согласно п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10 материалы, которые используются для ремонта школы, не должны создавать никакой угрозы для здоровья учеников. Если деньги на ремонт администрация школы собирает с родителей, ремонтные работы будут скорее всего выполняться без согласования с муниципальными властями. В таком случае они нередко выполняются с нарушением санитарных норм. За это школа может быть оштрафована по ст. 6.7 КоАП РФ.

Требовать деньги с родителей за уборку класса также незаконно. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ соблюдение санитарных норм обязана обеспечивать школа.

Каждый день должна проводиться влажная уборка школьных помещений с использованием специальных моющих средств. При этом туалеты, вестибюли и рекреации необходимо мыть после каждой перемены. Генеральную уборку следует делать ежемесячно.

Средства, необходимые для проведения санитарных мероприятий, также должны предоставляться муниципалитетом.

Охранные мероприятия


Отмечены случаи, когда администрация школы собирала у родителей деньги на охранные мероприятия. Но это незаконно. Создание безопасных условий пребывания учеников на уроках и переменах – обязанность школы (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ). Охранные мероприятия должны быть прежде всего направлены на защиту их жизни и здоровья и организовываться согласно установленным нормам.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ в школах должны действовать меры, необходимые для предотвращения криминальных происшествий. Для этого на первых этажах размещаются посты охраны. Они обеспечиваются необходимым для охранной деятельности оборудованием, к которому относятся:

  • системы видеонаблюдения;
  • пожарная сигнализация;
  • охранная сигнализация;
  • канал передачи тревожного сигнала (по номеру 112).

Финансирование необходимых для охраны школы мероприятий производится за счет средств муниципального бюджета. Также на муниципалитет возлагается ответственность за предупреждение преступлений террористической направленности и проявлений экстремистской деятельности. Это положение закреплено в п. 5 ч.1 ст. 9 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Усиленная охрана


Если родители учеников считают, что таких мер безопасности недостаточно, они могут поднять вопрос об усилении охраны. Но за осуществление дополнительных охранных мероприятий уже придется платить из своего кармана. Однако школа не вправе требовать с родителей деньги за усиление охраны, это должно быть их добровольным решением.

В Министерстве просвещения РФ придерживаются мнения, что если в школе фиксируется информация, какая сумма пожертвований на охрану вносится родителями и с какой периодичностью это происходит, то нарушается принцип добровольности.

Пустят ли ребенка на занятия, если он забудет пропуск или опоздает на урок?


В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. № 2487-I в обязанности сотрудника охраны входит обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов. Это означает, что в учебное заведение могут быть допущены только лица, предъявившие пропуск. Это правило распространяется и на учеников школы. В то же время в п. 2 ч. 3 этой же самой статьи этого же закона говорится, что охранник обязан не только обеспечивать соблюдение пропускного режима, но и соблюдать гарантируемые Конституцией РФ права человека. Получается, что если не пустить ребенка в школу из-за отсутствия у него пропуска, то будет нарушен установленный ст. 43 Конституции РФ принцип общедоступности среднего общего образования.

Поскольку Конституция РФ является главным законом в нашей стране, нарушать ее положения охранник не вправе. Но если он пропустит в школу опоздавшего или не предъявившего пропуск ребенка, это может быть расценено как нарушение пропускного режима.

Администрация школы должна заблаговременно подготовить план действий при возникновении подобной ситуации. Соответствующие положения подлежат включению во внутришкольные правила охраной деятельности. Если в этих правилах не содержится инструкций, как должен действовать охранник при отсутствии у ребенка пропуска, администрация школы может их дополнить по заявлению родителей.

Приведенная выше информация касается и учителей. С другой стороны, посещение школьных занятий и добросовестное отношение к освоению учебной программы – одна из главных обязанностей ученика. Однако это не означает, что учителю следует наказывать опоздавшего школьника выдворением из класса (ч. 1 ст. 43 Закона № 273-ФЗ). Такая мера воздействия на ребенка не может быть признана обоснованной.

Вправе ли школьный охранник осматривать личные вещи ученика?


В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I охранник вправе осматривать вещи, которые ученики вносят в здание школы или выносят оттуда. Такой осмотр обязательно должен выполняться в присутствии школьника. Он может производиться не когда угодно, а только при входе в школьное здание или выходе из него.

В остальных случаях сотрудник охраны не вправе проверять содержимое портфелей учеников даже при наличии оснований полагать, что в них находятся украденные вещи или наркотические вещества. Подобные процедуры уполномочены проводить только полицейские и представители иных уполномоченных органов. При этом должен соблюдаться порядок, предусмотренный положениями УПК РФ или КоАП РФ (в зависимости от характера правонарушения).

В каких случаях сотрудник охраны может применить физическую силу к ребенку?


Физическую силу по отношению к детям охранник может применять только в исключительных ситуациях. Такая мера считается допустимой только в 2 случаях (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 18 Закона № 2487-I):

  1. Ученик явился в школу с оружием и оказал охраннику вооруженное сопротивление. Следует отметить, что такое развитие событий представляется крайне маловероятным.
  2. Школьник совершил акт агрессии, который представляет угрозу для жизни или здоровья охранника либо сохранности имущества, за которое он отвечает. Такие нападения с большей вероятностью могут совершаться группой несовершеннолетних граждан.

Во всех остальных ситуациях применять к детям меры физического воздействия охранник не вправе. В противном случае это будет расценено как превышение полномочий лицом, ответственным за безопасность.

Может ли охранник препятствовать проходу родителей в здание школы?


Полномочия школьного охранника позволяют ему не пускать внутрь учебного заведения родителей учеников и остальных родственников, если соответствующее предписание включено в устав школы или правила внутреннего распорядка. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона № 273-ФЗ родственники школьников обязаны эти предписания соблюдать. При этом каждая школа вправе устанавливать свои правила (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).

Ни в одном российском законе нет положения, по которому родители могли бы беспрепятственно заходить в школу. Но не все родители с этим согласны. Отстаивая свою точку зрения, они ссылаются на ст. 64 СК РФ, в соответствии с которой родителей следует рассматривать как законных представителей своих детей. Поскольку дети не достигли возраста наступления дееспособности, именно родители должны всеми возможными способами защищать их интересы. Но это не означает, что родители могут приходить в школу в любое время. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ школа является автономным учреждением. Следовательно, в присутствии родителей на территории школы нет необходимости.

Однако вышеизложенное также не означает, что родителей не должны пускать в школу ни при каких обстоятельствах. В частности, они могут посещать учебное заведение для ознакомления с используемыми в образовательном процессе технологиями и методиками, а также для получения информации об успеваемости своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ). Порядок посещения общеобразовательной школы родителями и остальными родственниками учеников должен регламентироваться издаваемой школой документацией.

Питание школьников


В соответствии со ст. 37 Закона № 273-ФЗ в обязанности муниципального общеобразовательного учреждения входит организация питания школьников. Расписание занятий должно быть составлено так, чтобы дети могли поесть за время, отведенное под перемену. Если школа относится к муниципальному образованию, за обеспечение школьников завтраками и обедами отвечает муниципалитет. Деньги на продукты питания могут быть выделены и из бюджета региона РФ (ч. 2 ст. 8 Закона № 273-ФЗ).

Для определенных категорий школьников питание предоставляется бесплатно или на льготных условиях. Кому именно положены льготы, определяется в нормативных актах регионального либо муниципального уровня.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке должны бесплатно получать двухразовое питание (ч. 7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ).

Бесплатное питание полагается и ученикам начальных классов (ч. 2.1 ст. 37 Закона № 273 ФЗ). В меню для данной категории школьников обязательно должны присутствовать горячее блюдо и горячий напиток. Вероятно, здесь имеются в виду школьные завтраки, т.к. в п. 6.18 СанПиН 2.4.5.2409-08 установлено, что в состав завтрака следует включать закуску, горячее блюдо и горячий напиток. Требования к обеду сформулированы в п. 6.19 этого же нормативного акта, и в нем о горячих напитках ничего не сказано.

Остальным обучающимся в школе детям питание предоставляется на платной основе.

Во многих образовательных учреждениях сейчас производится внедрение системы, при которой школьник может оплатить свой завтрак или обед с помощью электронной карты. С наличными средствами такая система не работает. Однако в антимонопольном ведомстве считают такую практику недопустимой.

Меню школьных столовых и буфетов должны составляться с учетом правил, которые приводятся с СанПиН 2.4.5.2409-08. В данном нормативном акте содержатся требования:

  • касающиеся калорийности предлагаемых школьникам блюд;
  • о содержании в пище белков, жиров и углеводов;
  • согласно которым составляется примерное меню;
  • определяющие ассортимент того, что предлагается в школьном буфете.

В школьных столовых и буфетах ученикам может предлагаться только здоровая пища. Так, не допускается подавать школьникам салаты, заправленные майонезом или сметаной. Учащиеся не могут купить в буфете кофе (это ограничение не распространяется на кофейный напиток или цикорий), квас, газированные напитки, кремовые пирожные, карамель, картофель фри, чипсы, жевательную резинку. А вот такие продукты, как шоколад, зефир и ириски продавать детям не запрещено.

Санитарные нормы допускают использование в школах торговых автоматов. Учащиеся могут купить в них соки, нектары, стерилизованное молоко или молочные продукты. Они должны реализовываться в упаковке, емкость которой не превышает 350 мл. Также с помощью торговых автоматов может продаваться вода без газа в бутылках не более 0,5 л.

Список предлагаемых школьным буфетом продуктов подлежит утверждению директором школы до наступления учебного года. Администрация образовательного учреждения должна согласовать его с Роспотребнадзором. Если школьников и их родителей не устраивает предлагаемый буфетом ассортимент, последние также могут заявить об этом школьной администрации. Руководство школы обладает необходимыми полномочиями для изменения питания детей в лучшую сторону.

Для того, чтобы ребенок успел позавтракать или пообедать, перемена должна продолжаться как минимум 20 минут. Санитарные нормы требуют, чтобы у входа в школьную столовую были исправные умывальники. На каждые 20 мест в столовой должен приходиться хотя бы один работающий кран. Рядом с умывальниками должны быть установлены электрические сушки для рук, а также размещены одноразовые полотенца.

К сервировке столов допускается привлекать учеников, которым уже исполнилось 14 лет. Школьники, в том числе обучающиеся в старших классах, не могут сами раздавать приготовленную еду, резать хлеб и заниматься уборкой столовой.

Администрация школы также должна позаботиться о том, чтобы школьники во время пребывания в образовательном учреждении имели возможность утолить жажду. Для этого могут быть установлены кулеры или питьевые фонтанчики. Однако повышенных требований к качеству воды не предъявляется. Она может быть ничем не лучше, чем простая водопроводная вода. Если Вас такое положение вещей не устраивает, улучшить его можно только за счет средств из своего кармана.

Школьная форма


В соответствии со ст. 38 Закона № 273-ФЗ вопрос о том, должны ли ученики приходить на занятия в школьной форме, каждая школа решает самостоятельно. При этом учебное заведение должно обязательно принимать во внимание типовые требования, установленные в конкретном регионе.

Сведения о том, как должна выглядеть школьная форма (цвет ткани, фасон, наличие эмблем), подлежат внесению в специальный документ, издаваемый администрацией школы. В этой же бумаге должны быть прописаны правила ее ношения. При этом школа не вправе решать, у какого продавца следует покупать форму и сколько она должна стоить. Это определяют родители учеников.

В Министерстве образования и науки считают, что школьная администрация не вправе вводить для обязательного ношения дорогую форму. Обосновывается это тем, что принятие подобного решения может привести к ухудшению положения малообеспеченных и многодетных семей.

Могут ли к ученикам применяться какие-либо санкции за отказ приходить на занятия в школьной форме? Это определяется содержанием внутришкольных документов. Например, если в них говорится, что школьная форма рекомендуется к ношению, ребенку вообще ничего не грозит (рекомендация – не требование).

В большинстве школ ношение формы все же является обязательным. Кроме этого, на уроки физкультуры школьники должны приходить в спортивной форме. Такие требования распространяются на всех обучающихся в школе детей, если они закреплены в ее уставе или правилах внутреннего распорядка (ст. 43 Закона № 273-ФЗ). За их неисполнение ученику может грозит одна из мер дисциплинарного взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление из школы.

Однако ученикам младших классов ни одно из этих последствий не грозит – их наказывать запрещено.

Отчислить из учебного заведения можно только ученика не младше 15 лет, да и то только в том случае, если он до этого не один раз совершал дисциплинарные проступки. При этом также необходимо, чтобы за такие проступки ему были объявлены замечания и выговор. Но даже если все эти условия соблюдаются, отчислить злостного нарушителя учебной дисциплины не так просто.

Исключение ученика из школы будет считаться правомерным, только если его дальнейшее нахождение в учебном заведении приведет к одному из следующих последствий:

  • окажет негативное влияние на остальных учащихся;
  • станет причиной ущемления прав других учеников или сотрудников образовательного учреждения;
  • нарушит режим функционирования школы.

Отметим, что процедура исключения проблемного ученика из школы весьма непростая. Вероятность того, что ребенка отчислят отказ ношения формы, крайне невелика. Однако преподаватели и администрация образовательного учреждения могут постоянно напоминать ребенку о том, что форма его одежды не соответствует той, которая принята в их школе. Учащиеся 5-11 классов за данное нарушение могут постоянно получать замечания и выговоры.

Все рассмотренные выше меры воздействия подлежат применению только в ситуациях, когда ученик умышленно не надевает форму. Если он пребывает на занятиях в неподходящей одежде по уважительным причинам (например, школьная форма порвалась или испачкалась), никакие дисциплинарные взыскания применяться не могут. Этим же принципом администрация школы должна руководствоваться и в случаях, когда у ребенка школьная форма отсутствует из-за того, что родители ее не купили. В таком случае в отсутствии формы виноваты родители ученика, но не он сам, а отвечать за их действия или бездействие ребенок не может.

Может ли такое произойти, что ученика, появившегося на пороге школы без формы, не допустят до занятий в классе? На этот вопрос можно твердо ответить «нет». При этом не имеет значения, по какой причине школьник нарушил требование об обязательном ношении формы.

Не существует такой меры дисциплинарного взыскания, как отказ в допуске к занятиям. Даже если сам ученик не отрицает, что он умышленно нарушил школьный устав, на уроки он попадет, но ему могут быть объявлены замечание или выговор.

Теперь коснемся такой крайней меры, как отчисление. Отчислить учащегося из школы можно только после того, как он перестанет считаться учеником. Для этого проводится отдельная процедура, после завершения которой учащийся прекращает все правоотношения с учебным заведением. Пока же ребенок числится одним из учеников школы, его обязаны пускать на занятия и в школьной форме, и в любой другой одежде.

Макияж, прическа, украшения


косметикаНекоторые школы определяют в своих внутренних документах дополнительные требования к тому, как должны выглядеть ученики. Чаще всего школьникам не разрешают использовать декоративную косметику, носить необычные прически (например, могут предъявлять претензии к учащемуся с ирокезом), приходить в школу с пирсингом, татуажем или брать с собой ярко окрашенные портфели и сумки. В некоторых субъектах РФ такие условия включаются в региональные требования к школьной одежде.

Но такие ограничения следует считать неправомерными. В соответствии с определенными в ст. 38 Закона № 273-ФЗ правилами администрация общеобразовательного учреждения может определять только требования, касающиеся одежды, в которой школьник должен находиться на занятиях, и правил ее ношения. Что касается украшений, прически или оформления школьного портфеля, то на них данное положение не распространяется. Также администрация учебного заведения не вправе запретить приходить ученице на занятия накрашенной.

Поскольку ст. 38 Закона № 273-ФЗ расширенному толкованию не подлежит, школьная администрация не может вносить в устав или иную документацию положения о внешнем виде учеников, если они не имеют отношения к правилам, регулирующим ношение школьной формы. Кроме этого, следует признать недопустимым внесение таких условий в заключаемый между родителями, школьником и учебным заведением договор об образовании. По мнению юристов, это лишает детей части гарантий, предусмотренных нормативными актами, регулирующими получение школьного образования.

Сколько в одном классе может быть учеников?


В соответствии с п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 число размещаемых в одном классе детей должно определяться с учетом площади классной комнаты и расстановки мебели. На каждого учащегося должно выделяться как минимум 2,5 м² площади, которая не используется для размещения мебели, предназначенной для хранения учебных пособий и оборудования.

Пример
Поясним на несложном примере, как следует применять это правило. Допустим, общая площадь классной комнаты составляет 70 кв. м, из которых 10 кв. м занимают шкафы с учебной литературой и наглядными пособиями. Значит, для размещения учеников остается 60 кв. м площади. Поскольку для каждого ребенка требуется не менее 2,5 кв. м, в классе может находиться максимум 24 школьника.

Согласно санитарным нормам для каждого учащегося должно быть выделено рабочее место с учетом его роста (п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10). Ученики должны сидеть на стульях, а не на скамейках или табуретках (п. 5.2 этого же нормативного акта). Это означает, что если в классе, расчетная вместимость которого составляет 24 человека, может быть размещено только 10 парт и 20 стульев, заниматься в нем могут не более 20 школьников.

В п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрены дополнительные условия, которые следует принимать во внимание при расстановке парт в классной комнате. Так, если школа находится в первом климатическом районе (а это северные регионы РФ, Восточная Сибирь и Забайкалье), парты необходимо ставить на расстоянии хотя бы 1 м от стены класса, непосредственно соприкасающейся с улицей.

Рассаживать в классе детей следует с учетом их физических особенностей и состояния здоровья. Школьников с пониженным зрением нужно размещать в передней части класса недалеко от доски, со слуховыми проблемами – на парту, находящуюся перед столом учителя, а склонных к простудным заболеваниям детей – подальше от внешней стены. Такой порядок определен п. 5.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Проветривание классов


Вопрос о том, как часто следует проветривать классные помещения, нередко разделяет родителей учеников на 2 непримиримых лагеря. Одни родители настаивают на регулярном проветривании класса для обеспечения притока свежего воздуха и уменьшения содержания в нем пыли, другие убеждены, что слишком частые проветривания приведут к тому, что дети будут постоянно болеть простудными заболеваниями.

А что говорится о проветривании в санитарных нормах? В соответствии с п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 школьные классы в обязательном порядке надо проветривать во время перемен. Что касается рекреационных помещений школы, их проветривание производится, пока идут уроки. Утром до начала школьных занятий, а также после завершения учебного дня делается сквозное проветривание.

Длительность таких процедур зависит от того, какое время года сейчас за окном. В холодное время года во время обычных перемен классная комната проветривается на протяжении 1-3 минут, а на больших переменах это время увеличивается до 10-20 минут. Если за окном тепло, проветривать учебные кабинеты следует вдвое дольше.

Школьный спортзал требует более частого и интенсивного проветривания. В п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10 сказано, что окна или фрамуги окон необходимо открывать перед уроками физкультуры. Во время занятий в спортзал должен непрерывно поступать свежий воздух. При этом также учитываются погодные условия. Окна следует открывать в том случае, если температура воздуха на улице превышает +5ºC и погода не ветреная. Если же день холодный или за окном дует сильный ветер, достаточно открыть 1-3 фрамуги. Полностью прекращать проветривание спортзала допускается только при падении температуры в его помещении до +14 ºC.

На следующем после урока физкультуры занятии учащиеся не должны выполнять письменные задания и контрольные работы. Это требование закреплено в Приложении 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10.

Можно ли вернуть средства, потраченные на школьные кружки?


Во многих образовательных учреждениях ученикам предлагаются не входящие в общеобразовательную программу платные услуги. В частности, к ним относятся факультативные занятия, кружки, спортивные секции. Цены на дополнительные образовательные услуги определяются школьной администрацией.

Оказание учащимся дополнительных образовательных услуг осуществляется в соответствии с договором, сторонами которого являются образовательное учреждение и родители школьника. Его подписание означает, что родителей устраивают условия соглашения, в том числе плата, взимаемая за посещение ребенком кружков.

Но часть средств, уплаченных родителями за предоставление ребенку дополнительных образовательных услуг, может быть им возвращена. В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ родители вправе требовать предоставление им налогового вычета по НДФЛ в размере средств, потраченных на очное обучение детей в образовательных учреждениях. Такой вычет может предоставляться, пока их детям не исполнится 24 года. Его величина должна быть равной сумме затрат на образовательные услуги, но не превышать 50000 р. для каждого ребенка в отдельности.

Иначе говоря, родители вправе рассчитывать на возврат в семейный бюджет 13% расходов, понесенных на оплату кружков и других посещаемых ребенком дополнительных занятий. Т.е. если за календарный год на кружки было израсходовано 50000 р., 6500 р. Вы получите обратно. Следует иметь в виду, что данный лимит определен только для одного ребенка, но не для всей семьи. Это означает, что за двоих детей, на каждого из которого было израсходовано по 50000 р., можно вернуть 13000 р.

Налоговый вычет полагается только семьям, в которых дети обучаются по очной форме. Это может быть подтверждено договором или справкой, полученной от администрации школы.

Вычет можно получить только при условии, что у школы имеется действующая лицензия или другой документ, с помощью которого может быть подтвержден статус учебного заведения.

Также родители должны предъявить бумаги, позволяющие подтвердить, что образовательные услуги были оплачены.

Главным же условием получения вычета является наличие доходов, которые облагаются НДФЛ по ставке 13%. Именно по этому виду налога вычет и предоставляется.

Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ за получением налоговой льготы родители должны обратиться с декларацией по НДФЛ в налоговую инспекцию после завершения календарного года. П. 78 ст. 78 НК РФ допускает использовать право на вычет не только за предыдущий год, но и за 2 года, которые ему предшествовали. Так, если Вы обратитесь в ФНС за оформлением налогового вычета в 2021 г., Вам могут вернуть часть средств, израсходованных на образование ребенка за период с 2018 г. по 2020 г. При этом за каждый год необходимо представить налоговые декларации и подтверждающую документацию.

С заявлением о вычете можно обратиться не в ФНС, а к работодателю. В таком случае это необходимо сделать до завершения налогового периода (т.е. календарного года). Однако позднее налоговую инспекцию все равно придется посетить, т.к. подтвердить право на возврат части уплаченного налога можно только там.

Охрана здоровья школьников


МедпунктДолжен ли в школе обязательно присутствовать медицинской работник? Можно сказать, что от администрации образовательного учреждения это не зависит. Данная ситуация обусловлена тем, что за организацию медицинских осмотров школьников и оказания им медпомощи отвечают учреждения здравоохранения, а не школа (ст. 41 Закона № 273-ФЗ). Что касается порядка оказания учащимся первичной медико-санитарной помощи, то он определяется положениями законодательных актов регионального уровня.

Будет ли в школе работать врач, фельдшер или медсестра, зависит от решения властей субъекта РФ. Если они издадут соответствующее распоряжение, школьная администрация обязана подготовить кабинет для медицинского работника. В таком случае дети могут получать медицинскую помощь прямо в школьном здании. В противной ситуации учащимся придется обращаться за медицинскими услугами в поликлинику.

К сожалению, никто из школьников не застрахован от того, что его не коснется несчастный случай. Если такое случится на территории школы, то помощь пострадавшему окажет работающий в школе медик в случае его наличия. В ситуации, когда в школе нет ни врача, ни медсестры, первую помощь ребенку оказывает педагог, имеющий необходимую подготовку.

В соответствии со ст. 31 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ первая помощь должна быть оказана в случае отравления пострадавшего, получения им травмы, возникновения угрозы для здоровья и жизни в результате несчастного случая. Ее оказание может быть сопряжено с применением следующих мер:

  • если пострадавший не может самостоятельно дышать, ему делается искусственное дыхание;
  • в случае ранения принимаются меры по остановке кровотечения;
  • при подозрении на перелом на пострадавшую руку или ногу накладывается шина;
  • для того, чтобы улучшить состояние получившего отравление учащегося, ему необходимо промыть желудок.

На каждую школу закон возлагает обязанность следить за здоровьем учащихся. В связи с этим одной только фиксации отсутствия ребенка на уроках недостаточно. Необходимо еще и получить информацию, какие проблемы со здоровьем возникли у отсутствующего ученика.

Ребенок может предъявить подготовленную родителями записку, в которой будет говориться, что причиной его неявки в учебное заведение является плохое самочувствие в связи с заболеванием, травмой или отравлением.

Записки от родителей будет вполне достаточно, если ученик отсутствует в школе не более 2-3 дней. Но при более длительной болезни школа может требовать справку о том, что ребенок действительно был не здоров.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в обязанности общеобразовательного учебного заведения входит выявление учащихся, систематически прогуливающих школу при отсутствии уважительных причин. Эти сведения школьная администрация должна направлять в органы управления образованием. В дальнейшем они в целях борьбы с безнадзорностью детей могут быть перенаправлены в органы соцзащиты, опеки или переданы полиции. Таким образом, если отсутствующий длительное время в школе ребенок не принесет справку от врача, его семья может столкнуться с серьезными неприятностями.

Охрана здоровья школьников также предполагает определение режима, в котором проходят уроки, и оптимальной нагрузки для школьников. При составлении расписания уроков должно приниматься во внимание изменение умственной работоспособности учеников в течение дня и недели. Также необходимо учитывать шкалы сложности учебных дисциплин.

Для первоклассников самые трудные занятия должны проводиться на 2 уроке, для учеников 2-4 классов – на 2-3 уроке, а для старших школьников – на 2-4 уроке (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Расписание должно быть составлено так, чтобы работоспособность учащихся не снижалась на протяжении всей недели. В четверг или пятницу дети не должны подвергаться высокой нагрузке. В соответствии с п. 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в один из этих дней учеба проводится в облегченном режиме.

Домашняя работа школьникам задается с учетом того, чтобы после ее выполнения у них оставалось свободное время (без учета времени на сон). Время на выполнение домашних заданий не должно превышать:

  • для учащихся 2-3 классов – 1,5 ч;
  • для учащихся 4-5 классов – 2 ч;
  • для учащихся 6-8 классов – 2,5 ч;
  • для учащихся 9-11 классов – 3,5 ч.

Нормы, регулирующие выполнение школьниками домашних заданий, определены в п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Сколько должен весить портфель?


В соответствии с п. 10.32 СанПиН 2.4.2.2821-10 учебники и письменные принадлежности, которые ученик носит с собой в школу, вместе взятые должны весить не более:

  • 1,5 кг – для обучающихся в 1-2 классах;
  • 2 кг – для обучающихся в 3-4 классах;
  • 2,5 кг – для обучающихся в 5-6 классах;
  • 3,5 кг – для обучающихся в 7-8 классах;
  • 4 кг – для обучающихся в 9-11 классах.

К числу школьно-письменных принадлежностей, которые ученик должен брать с собой в школу, относятся:

  • ручки;
  • карандаши;
  • маркеры;
  • линейки;
  • кисти для рисования;
  • ластики;
  • дневники;
  • тетради;
  • другие изделия, требующиеся для работы на уроке.

Сам портфель (без учета находящихся в нем вещей) должен весить не более 700 г, если им пользуется ученик начальных классов, и не более 1 кг – для остальных учащихся. Соответствующая информация приводится в Приложении 14 к Техническому регламенту Таможенного союза «безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» от 23 сентября 2011 г. № 797.

Учебный год Максимальный вес учебников и школьных принадлежностей, кг Максимальный вес портфеля, кг Максимальный вес портфеля вместе с его содержимым, кг
1, 2 1,5 0,7 2,2
3, 4 2 0,7 2,7
5, 6 2,5 1 3,5
7, 8 3,5 1 4,5
9, 10, 11 4 1 5

Следует иметь в виду, что при расчете максимально допустимой массы школьного портфеля с вещами не учитывается вес спортивных принадлежностей и сменной обуви. Также в данный комплект не входят мобильные телефоны, косметические принадлежности, игрушки и прочие вещи, которые дети берут с собой в школу.

Привлечение детей к труду


Правомерно ли использовать труд учеников для мытья полов в классной комнате или уборке прилегающей к учебному заведению территории? Должны ли дети в обязательном порядке приходить в школу для отработки летней практики?

Ответы на поставленные вопросы зависят от того, включены ли данные виды работ в образовательную программу. Если да, учащиеся должны их выполнять. В таком случае это считается такой же частью образовательной программы, как и все остальные ее компоненты.

В ситуации, когда проведение в классе влажной уборки, побелка бордюров или вскапывание пришкольного участка не являются частью программы образования, принуждение детей к выполнению такого труда неправомерно. Однако если сами школьники изъявили желание добровольно поработать на благо учебного заведения и их родители никаких возражений не имеют, ничего противозаконного в этом нет (ч. 4 ст. 34 Закона № 273-ФЗ).

Согласие детей и родителей на труд может быть зафиксировано в специальном документе. Также допускается включение соответствующего условия в договор, который подписывается родителями учеников и представителями школьной администрации.

Если преподаватель заставляет выполнять ребенка работу, на которую не было получено согласия от него и его родителей, это может быть расценено как принудительный труд. В таком случае будут нарушены конституционные права школьника, т.к. в ст. 37 Конституции РФ говорится, что принудительный труд в нашей стране запрещен. Таким образом, если школьник откажется выполнять работу, не предусмотренную образовательной программой, учебное заведение не вправе его за это наказать.

Получить информацию о том, входят ли определенные виды работ в образовательную программу, не составит труда. В соответствии со ст. 44 Закона № 273-ФЗ родители учащихся наделены правом изучать содержание образовательных программ и иной школьной документации, регламентирующей образовательный процесс.

Согласно правилам, закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163, на некоторых видах работ детский труд запрещен. Не допускается привлечение несовершеннолетних граждан к работам (независимо от того, дали они согласие на эти работы или нет):

  • при выполнении которых требуется вручную перемещать предметы, весящие более 2-3 кг с учетом возраста и пола учащегося (нельзя заставлять школьников таскать ведра с водой, а также переносить парты и школьные доски);
  • на участках, непосредственно примыкающих к автодорогам и железнодорожным путям;
  • в теплицах;
  • связанных с мытьем окон;
  • которые заключаются в приготовлении еды, чистке овощей, резке хлебобулочных изделий, раздаче уже приготовленной пищи, мытье тарелок, ложек и стаканов, уборке помещений столовой и кухни;
  • по окрашиванию предметов из дерева антисептиками и составами с огнезащитными свойствами;
  • заключающихся в покраске поверхностей с использованием лакокрасочных материалов и других небезопасных веществ с 1-3 классами опасности;
  • по наведению порядков в помещениях туалетов и местах общего пользования;
  • по очистке крыш от накопившегося на них снега;
  • связанных с проведением в здании генеральной уборки;
  • предполагающих использование средств дезинфекции.

В случае несоблюдения правил привлечения учеников к труду ответственных лиц можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ. За нарушение конституционных прав детей они могут быть оштрафованы. Если нарушение также связано с несоблюдением санитарных предписаний, то виновные в его совершении лица получат еще один штраф – по ст. 6.7 КоАП РФ.

Школьные каникулы


календарьСогласно правилам, определенным в ч. 3 ст. 28 и ч. 12 ст. 12 Закона № 273-ФЗ даты начала каникул и их завершения каждая школа может определять самостоятельно. Также учебное заведение уполномочено решать вопрос об их продолжительности. Это обусловлено следующим – образовательные программы подлежат утверждению самой школой, а одной из их частей следует считать календарный учебный график. Данный график используется для того, чтобы в течение учебного года распределять периоды обучения и отдыха школьников.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 273-ФЗ при определении длительности каникул школа руководствуется тем, что они предоставляются в том числе для охраны здоровья школьников.

Учебный график, утвержденный образовательным учреждением, менять не вправе ни органы власти муниципалитета, ни администрация субъекта РФ. Более того, в этот вопрос не может вмешиваться даже Министерство просвещения. Это означает, что порядок предоставления каникул определяется только школой, а каких-либо указаний сверху образовательному учреждению никто не дает.

При подготовке учебного графика школа должна принимать во внимание максимально допустимое количество часов в течение учебного дня, недели и года в целом. Соответствующие нормативы предусмотрены ФГОС, а также п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. С их учетом и должны планироваться каникулы.

Не только директор школы и завуч могут определять, в какое время начнутся школьные каникулы и сколько они будут продолжаться. В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ в обсуждении вопроса об отдыхе школьников могут принимать участие и учителя. Порядок, которого следует придерживаться при обсуждении вопроса о каникулах, может регламентироваться школьным уставом или другими документами, издаваемыми учебным заведением. Например, может быть предусмотрено вынесение данного вопроса на общешкольное голосование.

Как оцениваются успехи первоклассников?


оценкаВправе ли учитель выставлять оценки ученикам первых классов? Он может оценивать достижения первоклассников, но оценка не должна выражаться в баллах. В соответствии с п. 10.10 СанПиН 2.4.2.282110 это недопустимо. Данное правило распространяется как на работу ребенка на уроке, так и на выполнением им домашних заданий.

Чтобы заинтересовать первоклассника учебой, преподаватель может оценивать его успехи словесной похвалой. Некоторые учителя не только хвалят детей, но и пользуются различными символами или изображениями. Например, это могут быть звездочки, цветочки и т.д. Однако в Министерстве образования подобные действия педагогов не поддерживают, если они фактически замещают собой оценку в баллах.

Какими именно словами хвалить первоклассника за его усердие, школа определяет самостоятельно. Это же касается значков, которые использует преподаватель. Только такими способами может производиться текущий контроль успеваемости первоклассников.

Посещение внеурочных занятий


Внеурочные занятия могут проходить в форме кружков, семинаров или дополнительных часов по определенным предметам. Кроме этого, они могут организовываться с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.

В некоторых школах практикуются так называемые «нулевые» или 8-9 уроки. Также отмечались случаи, когда внеурочные занятия проводились в выходные. Можно ли считать такую практику законной?

В СанПиН 2.4.2.2821-10 установлены правила, в соответствии с которыми учебный день должен начинаться не раньше, чем в 8 ч утра, а в течение дня ни при каких обстоятельствах не должно проводиться более 7 уроков (это максимально допустимое количество уроков для учеников старших классов, для остальных учащихся данная цифра будет меньше).

Но рассмотренные ограничения распространяются только на уроки. К внеурочным занятиям они отношения не имеют. Некоторые школы рассматривают это как лазейку, позволяющую проводить внеурочные занятия до 8 ч утра или после окончания 7 урока.

До лета 2017 г. считалось, что внеурочные занятия могут посещаться только по желанию ученика. Обосновывалось это следующими доводами:

  1. Внеурочные занятия организуются в соответствии со «школьным» СанПиНом. При их проведении школы в обязательном порядке должны придерживаться санитарных правил, установленных Законом № 273-ФЗ и другими законодательными актами.
  2. Проходящая на добровольной основе внеурочная деятельность регламентируется положениями ФГОС.
  3. В соответствии с установленными ФГОС правилами образовательная программа должна состоять из 2 частей. Необходимо, чтобы одна из них содержала учебный план, а другая была посвящена внеурочным занятиям. Школьники должны в обязательном порядке ходить только на занятия, которые включены в учебный план. О том, обязаны ли ученики ходить на внеурочные мероприятия, в законодательстве ничего не сказано.

Но теперь ситуация иная. В 2017 г. Министерством образования были разосланы методические рекомендации, в которых прямо говорится об обязательности посещения школьниками внеурочных занятий.

Действующее сейчас Министерство просвещения объясняет необходимость участия детей во внеурочной деятельности так. План внеурочной деятельности – это один из компонентов образовательной программы. При этом в ст. 43 Закона № 273-ФЗ говорится, что школьники обязаны добросовестно относиться к освоению образовательной программы, в том числе выполнять все полученные от учителя задания, если они не выходят за ее рамки. Поскольку внеурочная деятельность предусмотрена образовательной программой и является ее частью, школьники должны в ней участвовать.

Если ребенок посещает спортивную или музыкальную школу, может ли он не ходить на соответствующие уроки в общеобразовательной школе?


На этот вопрос можно ответить положительно при условии, что ребенок предъявит в школе бумаги, которые подтверждают, что он действительно посещает спортивную, музыкальную либо художественную школу, курсы программирования или другие внешкольные занятия. Потребуется также написать заявление с просьбой зачесть в общеобразовательной школе результаты, показанные учеником в другом учреждении. После того, как заявление с приложенными к нему документами рассмотрят в школе, будет принято одно из двух решений (в соответствии с пунктами 6-8 Правил зачета внешкольных оценок):

  1. Администрация школы откажется засчитывать достижения ученика вне общеобразовательной школы. Скорее всего, такое решение будет принято, если учащийся не продемонстрировал достойных результатов в обучении музыке или на спортивных тренировках.
  2. Ученику будут зачтены результаты, которые он демонстрирует в других образовательных учреждениях. Они могут быть использованы для выставления оценки за четверть или триместр. Если школа принимает решение о зачете оценок ученика из спортшколы или школы искусств, то он подлежит переводу на индивидуальный учебный план. А это в свою очередь означает, что в общеобразовательной школе учащийся может быть освобожден от посещения соответствующих уроков.

Правила зачета оценок определяет общеобразовательная школа. Они подлежат фиксации во внутришкольных документах. Этими правилами могут предусматриваться и требования к написанию и способу предъявления заявления (нужно ли его писать от руки и передавать преподавателю или же заявление следует отправлять в электронном виде на адрес e-mail). При этом школа должна учитывать пожелания родительского совета, совета учеников, а также действующих в учебном заведении органов самоуправления.

Могут ли после сдачи ОГЭ не принять в 10 класс?


документВ соответствии с п. 26 Порядка приема в школу, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458, после того, как школьник окончит обучение в 9 классе и сдаст экзамены, формально он уже не будет считаться ее учеником. Для дальнейшего обучения в этой же самой школе школьнику либо его родителям потребуется снова подать заявление о приеме. К нему прикладывается вся необходимая документация, включая недавно полученный аттестат об основном общем образовании.

Следует отметить, что закон не дает преимуществ при повторном поступлении в школу окончивших 9 классов учеников. Однако соответствующая льгота может быть получена на основании правил, разработанных и утвержденных самой школой (ч. 9 ст. 55 Закона № 273-ФЗ). Также согласно законодательным актам не имеет привилегий и выпускник 9 класса, брат или сестра которого учится в этой же школе. Такая льгота положена только детям, поступающим в начальные классы.

Администрация школы вправе отказать в приеме в 10 класс ученика только в том случае, если свободных мест не осталось и взять его просто некуда (ч. 4 ст. 67 Закона № 273-ФЗ). Это связано с тем обстоятельством, что в ту же школу могут поступить выпускники 9-х классов из других школ, расположенных в той же самой местности.

В определенном смысле можно утверждать, что поступление ученика в 10 класс считается его обязанностью. Такой вывод можно сделать на основании ч. 5 ст. 66 Закона № 273-ФЗ, согласно которой каждый житель РФ обязан получить среднее образование. Конечно же, выпускник 9 класса может не возвращаться в школу, а продолжить обучение в колледже или техникуме. Ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ также допускает продолжение учебы в форме самообразования. Если успешно сдавший ОГЭ школьник пока не определился с профессией и не собирается поступать в техникум, школа не вправе подталкивать его к такому шагу. В противном случае может быть нарушено его право на свободный выбор профессии, которое гарантируется ч. 1 ст. 37 Конституции РФ.

Если в школе 10 и 11 классов не существует, а девятиклассник намерен продолжить школьное обучение, ему следует обратиться в орган управления образованием уровня муниципального поселения или субъекта РФ.

Также могут возникнуть некоторые сложности, если в школе идет углубленное преподавание части предметов или организовано профильное обучение. В таком случае одной подачи заявления может оказаться недостаточно. Весьма вероятно, что выпускнику 9 класса придется пройти еще и отборочное испытание. Согласно ч. 5 ст. 67 Закона № 273-ФЗ порядок прохождения такого отбора определяется нормативными актами субъектов РФ.

Если по результатам отбора недавно обучавшийся в этой школе ученик не может быть взят в нее снова, школьная администрация должна предоставить гарантии того, что он сможет продолжить учиться по общеобразовательной программе. В таком случае его могут зачислить в другую близлежащую школу.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: