Что делать, если работодатель не выплачивает расчет при увольнении
Невыплата расчета при увольнении сотрудника относится к одному из наиболее частых нарушений трудового законодательства. Нередко, расторгая трудовое соглашение, руководители обещают бывшим работникам произвести выплату полагающегося расчета позднее либо вовсе отказываются от перечисления положенных увольняемому средств. В таких ситуациях, работникам необходимо знать, в какие государственные инстанции следует обращаться с жалобой для восстановления своего права и привлечения к ответственности недобросовестного нанимателя.
Содержание
В какие сроки выплачивается расчет
Трудовое законодательство четко регулирует сроки, в которые работодатель обязан произвести выплату всех причитающихся увольняемому сотруднику сумм. В частности ст. 140 ТК РФ определяются два варианта выплаты окончательного расчета:
- Средства должны быть переданы бывшему работнику в день его фактического увольнения.
- При отсутствии сотрудника на месте труда, расчет производится не позднее следующего дня после его обращения за положенной выплатой.
Для отсутствия на работе в день расчета у увольняемого должны быть веские основания, в число которых входит:
- нахождение в отпуске;
- болезнь, подтвержденная больничным листом;
- выходные (при сменном или вахтовом виде работы);
- командировка.
Работодатель не вправе разорвать трудовые отношения со служащим, находящимся на больничном либо в отпуске (в том числе декрете). Расчет при увольнении в этот период производится, только если инициатором увольнения стал сам трудящийся.
При освобождении работника от трудовых обязанностей, наниматель выплачивает ему следующие суммы:
- зарплата, начисляемая за те дни, когда увольняемый еще трудился, вплоть до дня увольнения;
- оплата больничного (если не производилась);
- премия (если есть) начисленная, но еще не выплаченная;
- компенсация неиспользованных отпускных дней;
- выходное пособие, начисляемое при реорганизации или ликвидации предприятия (не выплачивается при добровольном увольнении).
Выплата расчета производится тем же способом, что и начисление зарплаты – наличными средствами или переводом через банк (если такой способ предусмотрен соглашением). В случае добросовестности руководства, перечисление расчета на карту может произойти и в отсутствие работника, однако лучшим вариантом будет написать заявление, в котором указывается конкретный день увольнения и выплаты выходного пособия.
Порядок действий при отказе в выплате расчета
Работнику предоставляется возможность обратиться сразу в несколько инстанций, осуществляющих разрешение трудовых споров. Посетить данные органы с жалобой можно одновременно либо по очереди. Однако следует учесть, что в некоторых из них установлено ограничение по срокам обращения.
Увольняемый может подать жалобу:
- непосредственно главе предприятия;
- в профсоюзный орган (при его наличии);
- в инспекцию труда;
- в прокуратуру;
- в городскую или районную судебную инстанцию.
Правила обращения в каждый из вышеперечисленных органов отличаются.
Работодатель
Ситуации, когда расчет выплачивается не в полном объеме или руководство вообще уклоняется от его выплаты, встречаются часто. В таком случае увольняемому необходимо обратиться с заявлением к главе организации или фирмы, в которой он ранее трудился.
Заявление должно быть составлено в двух образцах. Один экземпляр остается у сотрудника, второй передается руководству. Такой документ в дальнейшем может использоваться в качестве доказательства в судебной инстанции, поэтому необходимо проставить на нем печать секретаря, главы кадрового отдела либо директора организации о получении.
В случае отказа руководства проставить отметку о получении обращения, его следует направить заказным письмом через почтовый орган.
Профсоюз
На предприятиях с большой численностью сотрудников могут создаваться профсоюзы. Такие объединения состоят из работников, а основная их задача – защита интересов и прав людей, трудящихся в организации. При наличии споров и конфликтов с нанимателем органы профсоюза оказывают сотрудниками существенное содействие.
Увольняющемуся, которому не выплачивают расчет необходимо представить председателю профсоюза всю документацию, связанную с фактом осуществления рабочей деятельности и увольнения, а также письменную просьбу о помощи в решении спора.
Государственная инспекция труда
На практике наиболее действенным способом добиться выплаты расчета является обращение в инспекцию по труду. При этом действовать следует достаточно быстро, так как в случае дальнейшего обращения в судебную инстанцию необходимо соблюдать сроки.
При обращении к инспектору, письменная жалоба передается в канцелярию или приемную инспекции. Сотрудники приемной выдают расписку о получении документа. Жалоба будет рассмотрена в течение месяца со дня ее регистрации и передачи инспектору. Официальным обращением считается именно подача жалобы. Личное общение с инспектором расценивается только как консультация.
Информация, укалывающаяся в жалобе:
- Кому адресуется (наименование инспекции).
- Личные данные заявителя (паспортные, регистрация, телефонный номер, Email).
- Суть конфликта с нанимателем:
- наименование работодателя;
- его реквизиты;
- данные руководителя (ФИО, должность);
- размер невыплаченного расчета;
- какие выплаты в него входят;
- за какой период;
- попытки мирного решения проблемы (если были).
- Время подачи.
- Подпись заявителя.
- Приложения.
К жалобе можно приложить дополнительный пакет документации, подтверждающий отмеченные в обращении факты:
- копии приказов о приеме и увольнении сотрудника;
- копия трудовой с пометками кадрового отдела;
- письмо, направленное руководству с отметкой о приеме.
Обратиться в инспекцию можно лично, через почтовое отделение либо посредством Интернет-ресурса «Госуслуги».
После проведения проверки и выявлении нарушений, инспектором выдается предписание на имя нанимателя. В предписании прописывается требование исправить нарушения в определенные сроки. Кроме того на недобросовестное руководство накладываются административные санкции, а также обязанность по выплате компенсации (в процентах) за просрочку. Уволенному направляется ответ на его жалобу.
Прокуратура
Принцип обращения в прокуратуру РФ не отличается от подачи жалобы в инспекцию. Сотрудник, не получивший расчетные средства, подготавливает такую же жалобу, с теми же сведениями. Реагирование на обращение происходит в месячный срок.
Единственным отличием между дальнейшими действиями работников инспекции и прокуратуры является способы наказания недобросовестного нанимателя. Если инспектор может наложить на руководство только административные санкции, то прокуратура также вправе привлечь нанимателя к ответственности уголовной, в зависимости от периода невыплаты расчета.
Нередко представителями обеих инстанций проводятся одновременные проверки. Поэтому желательно подать жалобу сразу в два органа, для более тщательного рассмотрения спора.
Суд
Районный суд, в который подается заявление, может восстановить сроки обращения только при наличии уважительных обстоятельств. В некоторых случаях уважительной причиной считается пропуск срока в связи с ожиданием выполнения предписаний инспекции или прокуратуры.
В судебную инстанцию можно подать:
- заявление о выдачи приказа – практически всегда приказ выносится в пользу работника, однако если наниматель будет возражать, дело придется решать в исковом производстве;
- иск – более долгий и сложный процесс, но вынесенный вердикт можно оспорить только в апелляции.
Судебный приказ выносится в течение пары недель, присутствие сотрудника и нанимателя при этом не требуется. После вынесения такого вердикта, работник получает исполнительный лист, с которым может обратиться в службу приставов.
Если ранее уволенный сотрудник обращался в прокуратуру, инициатором процесса может быть прокурор, проводивший проверку. Должностное лицо передает в судебный орган всю собранную во время проверки документацию вместе с иском.
При самостоятельном обращении необходимо составить стандартное заявление, содержащее следующую информацию:
- Наименование адресата – районного суда на территории нахождения нанимателя.
- Сведения о заявителе (паспортные, регистрация, телефонный номер, Email).
- Реквизиты работодателя.
- Информация о руководителе (ФИО, должность).
- Развернутое описание сути конфликта (причины отказа в расчете).
- Сумма невыплаченного выходного пособия.
- За какой период.
- Результаты обращения в другие инстанции.
- Ссылки на положения ТК (статьи: 352, 353, 381 и 382).
- День подачи.
- Подпись заявителя.
- Приложения.
Для данной категории судебных тяжб не предусмотрена оплата госпошлины. Дело рассматривается в стандартном порядке в течение месяца.
Виды ответственности работодателя
В большинстве случаев ответственность за невыплату либо задержку в перечислении бывшему сотруднику, причитающихся расчетных средств имеет финансовый (материальный) характер.
Подобные нарушения караются в соответствии:
- с трудовым законодательством (ст. 236 ТК РФ);
- с административным кодексом (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
- с уголовным законом (ст. 145.1 УК РФ).
В соответствии с административным законодательством за невыплату расчетных средств устанавливается следующая ответственность:
- предупреждение;
- штраф.
Размер штрафа варьируется в зависимости от вида лица, являющегося недобросовестным нанимателем:
- должностное лицо – 10-20 тысяч;
- предприниматели – 1-5 тысяч;
- предприятия – 30-50 тысяч.
Под уголовное преследование попадают наниматели, в случаях задержки расчетных средств:
- в полном объеме – за 2 месяца;
- части расчета – в период, превышающий 3 месяца.
Наказанием служит:
- штраф – 100-500 тысяч;
- запрет занимать определенные должности;
- принуждение к труду до 2 лет;
- лишение свободы до года.
Законодательство не запрещает сотрудникам, не получившим положенные расчетные средства, жаловаться в различные органы. Методы обращения в прокуратуру и инспекцию практически не отличаются, а само обращение не занимает много времени. Большинство работодателей предпочитаю не доводить конфликт до судебных тяжб и тяжких для себя последствий, и стараются решить вопрос миром. Если конфликт все-таки перешел в судебное разбирательство, следует помнить, что суды обычно встают на сторону уволенных сотрудников.