Правила подачи надзорной жалобы по гражданскому делу
Российская судебная система имеет несколько ступеней, последняя из которых – надзорная инстанция. Если стороны гражданского процесса, пройдя по всем ступеням, так и не добились справедливого судебного решения, единственная возможность для них отстоять свои права – надзорная жалоба по гражданскому делу. Если же надзорная инстанция не примет жалобу или откажет в удовлетворении требований заявителя, единственным шансом для последнего добиться справедливости остается обращение в международные суды. Чтобы не доводить дело до международных разбирательств, заявителю необходимо подготовить и подать грамотно составленное обращение.
Содержание
Особенности подачи
Процедура подачи жалобы на судебный акт для его рассмотрения в порядке надзора, имеет свои отличительные черты, заключающиеся в следующем:
- Единственный орган, уполномоченный принимать надзорные жалобы, а в дальнейшем пересматривать акты нижестоящих инстанций – Верховный суд России. Направить заявление в ВС можно посредством почтового отправления.
- Перечень лиц, правомочных обращаться с такой жалобой, ограничен законодательством.
- Подача заявления возможна только на судебные акты (апелляционной или кассационной инстанции) уже имеют законную силу.
- При обращении в ВС РФ заявитель должен оплатить госпошлину.
Кто может подать жалобу
Исходя из положений ст. 391.1 ГПК РФ, обращаться в Верховный Суд с заявлениями может строго определенный круг лиц, к которым относятся:
- участники предыдущих судебных разбирательств по делу;
- другие граждане, в случаях, когда незаконное решение задело их интересы и права;
- в случае участия прокурора при рассмотрении дела в нижестоящих инстанциях, он может подавать жалобу, кроме того, такое право предоставляется также Генпрокурору и заместителям;
- государственные структуры и органы в случае нарушения прав широкого круга граждан.
При обращении, третьи лица должны обосновать причины подачи жалобы, а также указать на конкретные нарушения прав, вызванные предыдущими решениями.
Сроки подачи
Необходимо отметить, что даже в случае пропуска установленного срока для подачи жалобы, его вполне возможно восстановить (ст. 112 ГПК), однако для этого у заявителя должны быть веские уважительные причины, к которым относятся:
- тяжелое заболевание;
- беспомощное состояние;
- длительное отсутствие в городе;
- другие причины, признанные судом уважительными.
Для восстановления срока заявителю кроме самой жалобы необходимо также подать ходатайство о восстановлении и приложить документальное подтверждение обоснованности пропуска. В противном случае в рассмотрении откажут.
Непосредственное рассмотрение жалобы в ВС РФ составляет не больше двух месяцев. Однако если судья ее изучающий приходит к выводу, что сведений указанных в обращении недостаточно, он истребует оригинальное дело, а период рассмотрения увеличивается еще на месяц. При этом время со дня истребования и до дня фактического получения материалов в данный срок не входит.
Если дело является сложным, сроки рассмотрения могут быть продлены на два месяца. Полномочиями по увеличению сроков наделены Председатель ВС РФ и его заместитель.
Порядок составления
Составить грамотное обращение может только человек, знакомый с юридическими тонкостями и правовыми нормами. При подготовке обращения необходимо всесторонне разобрать ситуацию и определиться с порядком действий.
Составляя документ, заявителю следует опираться на один из следующих факторов:
- в суде нижестоящей инстанции были неправильно истолкованы нормы законодательства;
- суд отказался принять во внимание последние законодательные нововведения и изменения;
- несоблюдение процессуальных норм.
Документ должен включать следующую информацию:
- Наименование адресата – ВС РФ.
- Данные об участниках процесса и третьих лицах.
- Сведения о судах, ранее рассматривавших дело и принятых ими решениях.
- Основания для пересмотра вердикта предыдущей инстанции (ст. 391.1 ГПК).
- Четкие и аргументированные требования заявителя.
- Перечень приложений.
- Дата подачи.
- Подпись подающего.
Оформить и выслать заявление на адрес суда может как сам заявитель, так и его доверенное лицо.
Приложения
Вместе с жалобой заявителю необходимо также подготовить пакет документов, включающий:
- копии решений всех судебных инстанций, ранее рассматривавших дело;
- доверенность, в случае если интересы подающего представляет поверенный;
- квитанция об оплате госпошлины либо ходатайство об отсрочке оплаты.
Все подаваемые документы должны быть подготовлены в количестве экземпляров соответствующих количеству участников. Кроме того, один экземпляр передается непосредственно в судебную инстанцию.
Госпошлина
Оплата государственной пошлины – неотъемлемое условие подачи надзорной жалобы, невыполнение которого грозит отказом в рассмотрении обращения. Ее размер устанавливается в зависимости от статуса обратившегося:
- граждане уплачивают в государственную казну 200 рублей;
- организации и предприятия – 4000 рублей;
- для госучреждений, а также прокуроров и их заместителей обращение пошлиной не облагается.
В случаях, когда заявитель не может оплатить госпошлину, а сроки подачи истекают, он может приложить к заявлению ходатайство об отсрочке оплаты. Об удовлетворении ходатайства либо отказе в таковом надзорная инстанция выносит отдельный акт – определение.
Причины отказа в рассмотрении
Надзорный орган, наделенный правом рассматривать жалобы на судебные решения, может отказать заявителю в его обращении, а точнее оставить жалобу без рассмотрения. Основными основаниями для отказа являются:
- неверное составление текста и оформление документа;
- пропуск установленного трехмесячного срока;
- жалоба подана лицом, не имеющим на это права;
- поступление в ВС РФ прошения о возвращении либо об отзыве жалобы;
- при обращении нарушены правила подсудности;
- по результатам первичной проверки доводов заявителя, нарушения законодательства не выявлены.
Остальные причины зависят от конкретного дела и являются индивидуальными. Поэтому перед обращением в надзорный орган, желательно проконсультироваться с опытным юристом.
Не многие россияне верят, что подача жалобы поможет им отстоять свои интересы. Однако практика показывает, что при наличии оснований и весомых аргументов со стороны заявителя, надзорный орган зачастую принимает справедливое и обоснованное решение.