Надзорная жалоба по административному делу
Подача надзорной жалобы по административному делу – это процедура, дающая возможность каждому гражданину РФ восстановить свои права, в случае вынесения судом противоконституционного или необоснованного постановления.
Содержание
Кто вправе обратиться с надзорной жалобой
Законодательной нормой Российской Федерации, а именно статьей 332 КАС РФ, сказано о том, что в качестве лиц, которые имеют полноценное право на подачу надзорной жалобы, могут выступать:
- истцы;
- ответчики;
- представители ответчика или истца;
- защитники каждой стороны;
- в редких случаях, прокурор и его заместители;
- граждане, чьи интересы, свободы или права, каким-либо образом были затронуты судебным вердиктом, подлежащим обжалованию.
Куда следует обратиться с жалобой для ее рассмотрения, в порядке надзора
Содержание статьи 332 Кодекса административного судопроизводства РФ, а именно ее первая часть, четко регламентирует куда подавать надзорную жалобу. Так, согласно указанной норме, органом, который уполномочен пересматривать подобные заявления, является Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Судебные решения/постановления/определения каких инстанций могут быть обжалованы в порядке надзора
КАС РФ закрепил правовую норму (ст. 332), в соответствии с которой участники административного процесса имеют право обжаловать абсолютно любой из нижеперечисленных, набравший юридическую силу, судебный акт:
- определения и решения Верховного Суда РФ, вынесенные им в процессе рассмотрения жалоб на судебные акты первой инстанции, при условии, что они стали предметом открытого производства в апелляционной инстанции, и на сегодняшний день являются вступившими в законную силу;
- определения Судебных коллегий по делам административного судопроизводства и по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, которые были провозглашены ими в кассационном порядке;
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
Причины обращения в Верховный суд России с надзорной жалобой
Поскольку любое судебное определение, постановление или же решение в административном судопроизводстве, может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию, каждый гражданин, перед обращением в Президиум, должен знать и понимать в какой именно ситуации следует прибегнуть к надзорному порядку:
- одной из самых распространенных причин обращения в надзор Верховного суда РФ, признано считать безосновательный отказ в удовлетворении жалобы;
- так же известны случаи, когда судом не были приняты ко вниманию особо важные обстоятельства дела, что негативно отразилось на конечном судебном акте. Данная ситуация является весьма веской причиной для подачи надзорной жалобы;
- и наконец, ложные показания, предоставленные как участниками судебного процесса, так и приглашенными свидетелями.
Существует целый ряд и иных ситуаций, повлекших за собой обращение в ВС РФ с надзорной жалобой.
Срок и порядок подачи надзорной жалобы
Правовое содержание статьи 333 КАС РФ определяет порядок подачи, а так же срок подачи надзорной жалобы. Так, исходя из указанной нормы следует, что участник административного процесса, не согласный с провозглашенным постановлением или определением органа судебной власти, имеет 3 месяца на обжалование данного судебного акта в порядке надзора. Отсчитывать срок на обжалование нужно с того дня, когда оспариваемое решение вступило в законную силу.
Подать надзорную жалобу можно двумя способами:
Способ № 1. Отправить в электронном виде, воспользовавшись официальным сайтом ВС РФ. Для этого достаточно получить электронную цифровую подпись и авторизоваться в системе ЕСИА (на портале «Госуслуги»).
В данном случае, у заявителя появляется возможность проконтролировать через личный кабинет на портале на какой конкретно стадии находится жалоба и каков конечный результат ее рассмотрения.
Способ № 2. Почта России. Направлять документы следует заказным письмом, и в обязательном порядке, с уведомлением о вручении конверта получателю. Непременным пунктом здесь будет и наличие описи вложения.
Как составить надзорную жалобу
Для того, чтобы производство по надзорному обжалованию было открыто, содержание документа должно быть грамотно и корректно изложено в письменном виде. Заявитель, в обязательном порядке, должен задокументировать следующие сведения:
- полное наименование судебного органа в который подается жалоба;
- процессуальное положение заявителя, его персональные данные, включающие в себя место его проживания;
- личные данные или наименование остальных участников судебного разбирательства, их адреса и процессуальное положение в деле;
- порядковый номер административного дела;
- все суды, которые принимали участие в рассмотрении спорного административного дела, а так же краткое содержание вынесенных ими постановлений, определений, решений;
- судебный акт, подлежащий обжалованию, и точное указание на причины и основания пересмотра такого акта в порядке надзора, а так же мотивированные аргументы для этого;
- просьба заявителя;
- перечень всех прилагаемых документов;
- дата составления документа;
- подпись заявителя.
Судебной практике известны случаи, когда надзорную жалобу подавали лица, не принимающие непосредственного участия в судебном административном разбирательстве. В подобных ситуациях сторона дела, в обязательном порядке, должна обратить внимание Президиума Верховного Суда на то, какие конкретно права, интересы или свободы были затронуты и нарушены судебным актом, подлежащим обжалованию. Изложить их необходимо письменно, в самой жалобе.
К жалобе прикладываются надлежаще заверенные копии всех судебных решений, постановлений и определений, которые были приняты в процессе рассмотрения административного дела, а так же квитанция об уплате государственной пошлины (в случае отсрочки или рассрочки на уплату госпошлины – соответствующее определение суда).
Копии всех документов, направляемых в ВС РФ для обжалования, в том числе и копии самой жалобы подаются в количестве числа лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве.
Если хоть один из указанных пунктов стороной по делу не выполнен, надзорная жалоба не будет принята к рассмотрению.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы
Согласно ст. 336 КАС РФ срок на рассмотрение жалобы в порядке надзора не должен превышать 2 месяцев при условии, что административное дело не истребовалось из судов низших инстанций. Если же истребование административного дела является необходимым, то законом предусмотрено продление срока до 3 месяцев.
Глава Верховного Суда РФ или же его заместители, в критичных случаях, имеют возможность еще продлить срок рассмотрения надзорного обращения по административному делу с целью подробного изучения материала, однако не более чем на 2 месяца.
Порядок рассмотрения жалобы в суде
После поступления надзорной жалобы в Президиум ВС РФ судья начинает предварительное изучение материала. Решает вопрос о необходимости запроса административного дела. После чего выносит определение о принятии жалобы к своему производству и пересмотре судебного акта, или же об отказе в принятии и возврате данного документа заявителю.
В случае принятия жалобы Президиум оповещает всех участников дела о предстоящем судебном заседании и направляет каждому:
- копию надзорной жалобы;
- копию определения ВС РФ о пересмотре того или иного судебного акта;
- извещение о дате и месте заседания.
В судебном процессе судьей осуществляются следующие действия:
- оглашаются все известные обстоятельства спора;
- зачитываются все судебные постановления и определения, имеющиеся в материалах дела, которые были приняты судами предыдущих инстанций;
- перечисляются аргументы заявителя, выступающие причиной пересмотра судебного акта.
На следующем этапе заседания присутствующие участники дают свои пояснения и возражения.
Президиум, методом голосования, принимает окончательный вердикт, которым может либо полностью аннулировать оспариваемое постановление/определении, либо частично его изменить или же оставить в силе. После чего коллегией Верховного суда оглашается соответствующее постановление, которое с момента своего провозглашения набирает юридическую силу и обжалованию не подлежит.
В процессе разрешения административного спора суд может ошибиться в оценке обстоятельств дела, и в результате принять неправильное решение. Несмотря на это, каждый гражданин вправе отстаивать свои законные интересы даже на самой последней ступени судебного разбирательства.