Спросить беcплатно!

Жалоба на работодателя: как составить и куда отправить

split

Перед тем, как жаловаться на работодателя, следует попытаться урегулировать конфликт мирно. Если компромисса достичь не удалось, стоит использовать другие правовые способы защиты. Практика показывает низкий процент официальных обращений работников по восстановлению нарушенных прав в сфере труда. Это объясняется существованием стереотипа, согласно которому сотрудник обделен возможностями отстаивать позицию в силу своего статуса. Однако трудящийся должен знать не только об обязанностях, но и о правах, а при необходимости быть готовым защищать их в правовом поле.

Основания для обжалования


Общим условием написания жалобы является ситуация, когда работодатель нарушает Трудовой кодекс РФ. Фактически это правило закреплено в ст. 352 ТК РФ, согласно которой каждый вправе использовать все законные способы для обеспечения надлежащего к себе отношения.

Наиболее распространенные основания для подачи жалобы:

  • незаконный отказ в трудоустройстве – неприятие на работу без аргументации, отказ в связи с ложными обоснованиями. Обращение по этим причинам считается по закону достаточным основанием для проведения проверки (ст. 360 ТК РФ);
  • нарушения, касающиеся материальных выплат: невыполнение начисления или несвоевременное, не в полном объеме начисление заработной платы, расчетных, отпускных;
  • принуждение к сверхурочному труду во внеурочное время, в выходные или праздничные дни без надлежащих компенсаций;
  • запрет воспользоваться положенным отпуском, больничным;
  • незаконное продление рабочей смены, возложение на лицо обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией;
  • отказ в установлении компенсаций за вредные условия на производстве, несоблюдение правил безопасности и охраны труда;
  • нарушения в процессе увольнения – лишение должности без законного на то обоснования и предварительного уведомления, с нарушением порядка проведения расчета.

В зависимости от тяжести проступка, наличия умысла и последствий определяется мера возможной ответственности работодателя: материальная, дисциплинарная, административная или уголовная.

Куда направлять обращение


Специальным уполномоченным органом в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства является Федеральная служба по труду и занятости. Сокращенно – Роструд или ФСТЗ.

В регионах существуют местные территориальные инспекции Роструда. Ст. 356 ТК РФ закрепила основные полномочия ФСТЗ, в перечень которых входит, в частности, рассмотрение обращений трудящихся и принятие соответствующих мер.

Чтобы выяснить, куда жаловаться, работнику необходимо узнать адрес ближайшего отдела инспекции. Информация доступна на официальном сайте Роструда.

Если лицо считает действия инспекторов неправомерными или неполными, остаются варианты судебной защиты или обращения в прокуратуру. В любом случае следует написать соответствующее заявление – исковое или о совершении преступления и представить все имеющиеся доказательства.

Как составить жалобу в трудовую инспекцию


Законом не предусмотрено специальной формы, в которой следует составлять жалобу. Рекомендуется придерживаться делового стиля изложения и общих правил по оформлению процессуальных документов.

В обязательном порядке указываются следующие данные:

  • вступительная часть – полное наименование, адрес органа, к которому обращаются, ФИО и адрес заявителя, занимаемая должность, название компании и место ее нахождения, телефоны, электронный почтовый ящик;
  • основная часть – включает название документа, текст с подробным описанием событий, которые стали предметом обжалования, суть выдвинутых претензий, просьба разобраться в ситуации и принять соответствующие меры. В этом блоке целесообразно выделить ссылки на статьи Трудового кодекса и пункты индивидуального контракта, которые были нарушены;
  • в заключительной части нужно прописать дату составления документа, проставить личную подпись, а также перечислить приложения.

Сведения, изложенные в заявлении, должны носить достоверный характер. Недопустимо включать в текст нецензурные, некорректные выражения, искаженные факты.

В самом обращении можно указать просьбу сохранить в тайне личность заявителя, если существуют обоснованные опасения относительно дальнейших напряженных отношений с руководством. Однако само уведомление не может быть анонимным, поскольку есть требования относительно обязательного наличия подписи и указания личных данных заявителя.

Изложенные в жалобе факты важно подтвердить доказательствами. В качестве приложений можно использовать копию трудового договора, приказа о приеме на работу, выписку с банковского счета, должностную инструкцию, внутренние распоряжения руководителя.

Как подать бумаги


После того как гражданин выяснил, куда жаловаться, составил текст обращения и собрал пакет документов, нужно определиться со способом подачи бумаг.

Законодатель позволяет самостоятельно выбрать самый удобный вариант:

  • средства почтовой связи;
  • онлайн-ресурсы – портал «Госуслуги», официальный сайт Роструда;
  • личный визит в местное управление ФСТЗ;
  • телефонный звонок на горячую линию.

При направлении бумаг по почте стоит отдать предпочтение рекомендованной корреспонденции с уведомлением о вручении. В таком случае у отправителя будет на руках доказательство надлежащего отправления и подтверждение получения письма адресатом.

Преимущество личного визита в территориальный орган состоит в том, что на месте сразу можно получить необходимую консультацию. Информирование граждан по вопросам трудовых отношений тоже относится к непосредственным обязанностям ФСТЗ (ст. 356 ТК РФ).

При личной подаче документов следует подготовить 2 экземпляра жалобы. Одна копия остается специалисту для регистрации, а на второй проставляется входной штамп с датой приема бумаг.

Сроки


Несмотря на то, каким образом поступило сообщение о нарушении трудовых прав, инспектор обязан зарегистрировать и рассмотреть поступивший документ. Общие сроки рассмотрения обращений граждан определены специальным законом №59-ФЗ от 02.05.2006.

У инспектора есть 30 дней на принятие необходимых мер и предоставление ответа заявителю. В особых случаях срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. При этом заявитель в обязательном порядке уведомляется о дополнительном продлении (ст. 12 ФЗ №59 от 02.05.2006).

Отдельные правила установлены в отношении жалоб, касающихся увольнений. В ст. 373 ТК РФ закреплен 10-дневный срок, в течение которого уполномоченный орган должен среагировать на письменное сообщение пострадавшей стороны.

Если работник обращается за защитой в судебный орган или комиссию по трудовым спорам, документы следует подать в течение 3 месяцев с момента, когда лицо могло узнать или узнало о совершенном нарушении (ст. 386, 392 ТК РФ). Исключение действует для обжалования незаконного увольнения и невыплаты зарплаты. В таких случаях установлен месячный и годовой срок соответственно.

Дальнейшее развитие событий


Результат рассмотрения для жалобщика может быть положительным или отрицательным. При успешном оспаривании инспектор ознакомится с представленными документами и применит к нарушителю предусмотренные законом санкции. Среди возможных мер воздействия можно выделить:

  • выезд на место расположения предприятия с целью проведения проверки;
  • направление предписания с требованием устранить нарушения;
  • наложение административных взысканий, в частности, штрафов;
  • отстранение руководителя от занимаемой должности;
  • приостановление хозяйственной деятельности предприятия на время проверки и устранения недостатков;
  • уголовное наказание – если в действиях будет обнаружено состав преступления.

Негативный исход проявляется в неудовлетворении ходатайства заявителя или в отказе рассматривать обращение. Жалоба может быть отклонена из-за отсутствия в представленных документах личных данных работника или работодателя, применении ненормативной лексики и эмоционального неделового стиля речи.

В случае неправомерных или предвзятых действий инспектора, незаконном отказе в рассмотрении претензии пострадавший вправе обратиться в вышестоящий орган, вплоть до Министерства труда и соцзащиты.

Кроме этого Конституция РФ гарантирует каждому возможность отстаивать интересы в суде путем подачи иска. В исковом заявлении допускается требовать не только восстановления законного положения, но и просить о возмещение причиненных убытков.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
arrow
Adblock
detector