Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Чтобы изменить вид использования земельного участка, нужно иметь законные основания. Ведь целевое назначение конкретного надела предопределяет допустимость осуществления на его территории каких-либо видов экономической деятельности. Вид использования земли учитывается при расчете её кадастровой цены, а также при вычислении арендной платы и земельного налога. Если участок используется не по назначению, к нарушителю применяются штрафные санкции, оговоренные статьей 8.8 КоАП РФ. Однако сферу эксплуатации земли можно поменять, соблюдая установленный порядок.
Содержание
Что означает вид разрешенного использования для надела земли
Виды разрешенного использования для наделов земли утверждаются обычно в контексте градостроительных регламентов. Подобный регламент является частью Правил землепользования и застройки (сокращенно – ПЗЗ). Сфера применения данного регламента ограничивается пределами конкретной территории. Таким образом, целевое назначение земли определяется властями соответствующих муниципалитетов при формировании наделов. Соблюдение ПЗЗ является обязательным условием выполнения этой процедуры.
Виды использования участков, определяемые муниципальными властями, должны соответствовать содержанию Классификатора таких видов. Данный Классификатор был введен Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014. При этом действуют следующие правила:
- Если разрешенное использование определялось для наделов до дня введения Классификатора (до 24.12.2014), оно считается действительным независимо от того, соответствует ли оно этому Классификатору или нет. Такое правило оговорено пунктом 11 статьи 34 закона № 171-ФЗ от 23.06.2014.
- Если виды использования для участков определяются или корректируются в ПЗЗ после 24.12.2014, их соответствие Классификатору является обязательным. Такое требование оговорено содержанием Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-10238 от 31.07.2015. Оно также подтверждается содержанием Письма Росреестра № 01‑00357-ГЕ/18 от 17.01.2018, регламентирующего установление и корректировку пределов территориальных зон.
До 01.01.2020 власти муниципалитетов должны были позаботиться о том, чтобы разновидности целевого назначения земли, оговоренные градостроительными регламентами, соответствовали разновидностям, установленным Классификатором. С этой целью местные власти осуществляют надлежащую корректировку ПЗЗ для территорий соответствующих муниципалитетов. Проекты изменений ПЗЗ не подлежат обсуждению в формате публичных слушаний. Такие требования оговорены пунктом 12 статьи 34 закона № 171-ФЗ от 23.06.2014.
Как определено пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК), разновидности целевого назначения наделов земли могут относиться к следующим категориям:
- основные виды (разновидности). К этой категории относятся те разновидности, которые считаются приоритетными, наиболее предпочтительными для конкретной территории (по мнению лиц, разрабатывающих ПЗЗ). Базовым критерием при определении основных разновидностей являются цели эксплуатации соответствующего надела. Как правило, они конкретизируются при образовании данных наделов;
- условно разрешенные. Разновидности данной категории не считаются основными. Однако их установление разрешается градостроительным регламентом надлежащей территории (той территории, к которой конкретный участок относится). Чтобы установить эту разновидность, потребуется дополнительное согласование и одобрение от властей соответствующего муниципалитета;
- вспомогательные. Они рассматриваются как дополнительные к остальным разновидностям (условно разрешенным, основным), не считаются самостоятельными. Они применяются исключительно вместе с иными разновидностями, обеспечивая при этом их использование;
Вид разрешенного использования земли фиксируется в ЕГРН как дополнительная информация о конкретном наделе. Соответствующие сведения прописываются в нужном разделе ЕГРН-выписки для данного участка. Такие требования оговорены подпунктом 4 пункта 5 статьи 8 закона № 218-ФЗ от 13.07.2015, регулирующего госрегистрацию объекта недвижимости.
Особенности назначения видов использования для наделов
Чтобы назначить (скорректировать) разновидность эксплуатации для конкретного надела земли, нужно учесть следующие моменты:
- Наличие (отсутствие) градостроительных регламентов и ПЗЗ для конкретной территории (той территории, к которой относятся соответствующие участки).
- Считается ли конкретный надел той землей, для которой не назначаются градостроительные регламенты, или тем наделом, для которого не действует существующий градостроительный регламент. Следует знать, что для подобных наделов корректировка вида использования не допускается действующим федеральным законодательством. Это связано с отсутствием необходимого федерального закона, оговоренного требованиями пункта 5 статьи 37 ГрК.
Градостроительный регламент утверждается исключительно для земель (наделов) следующего назначения:
- наделы населенных пунктов;
- территории сельскохозяйственного назначения (кроме сельхозугодий);
- курорты, лечебно-рекреационная деятельность;
- территории промышленного назначения;
- область энергетики, телекоммуникаций, транспорта;
- сфера обороны, безопасности;
- другое особое назначение.
Градостроительный регламент не определяется для следующих категорий наделов:
- участки специальных социально-экономических зон;
- природные территории, подлежащие особой охране (кроме курортов и лечебно-рекреационных территорий);
- территории с поверхностными водами;
- запасные земли;
- территории лесного фонда;
- сельхозугодия.
Градостроительный регламент не действует для наделов, имеющих такое целевое назначение:
- добыча (извлечение) полезных ископаемых;
- расположение линейных объектов (автодорог, ЛЭП, трубопроводов, прочих подобных объектов);
- общее пользование;
- размещение объектов культурного наследия.
Как поменять вид использования для надела: если есть ПЗЗ
Если для конкретного надела земли утвержден надлежащий градостроительный регламент, правила корректировки видов использования отражаются в этом документе. Требования градостроительного и технических регламентов должны точно соблюдаться при изменении одной разновидности на другую.
Корректировка целевого назначения допускается, если данное изменение не нарушит градостроительный регламент в той его части, которая касается установленных предельных площадей наделов. Порядок корректировки предопределяется также категорией выбранной разновидности.
Порядок корректировки основного (вспомогательного) вида
Правообладатель конкретного надела может поменять основной (вспомогательный) вид использования для своей земли, руководствуясь списком таких видов, оговоренных градостроительным регламентом. Он вправе сделать это самостоятельно, не запрашивая дополнительные согласования и разрешения. Данный тезис подтверждается Обзором Президиума Верховного Суда РФ от 14.11.2018, посвященным практике вынесения судебных вердиктов о смене разновидности эксплуатации земли. Однако данное правило не действует в следующих типичных ситуациях:
- для участка, находящегося в аренде. Исключение применяется, если такой надел передан в аренду для конкретной цели, а также в тех случаях, когда арендное соглашение оформлялось с арендатором через механизм торгов;
- если правообладателями земли выступают госорганы, муниципальные власти, унитарные предприятия или официальные учреждения.
Чтобы поменять вид использования для конкретной земли, её собственник должен совершить такие действия:
- В администрации муниципалитета оформить выписку из ПЗЗ или запросить градостроительный план надела земли. Цель – выбрать подходящую разновидность из перечня, определенного градостроительным регламентом для соответствующей территории.
- Определившись с выбором, обратиться в Росреестр с надлежащим заявлением. Цель – поменять вид использования для надела, зафиксировав нужные данные в ЕГРН. В подаваемом запросе нужно обозначить новую разновидность. Документальным основанием для такой корректировки будет являться решение об установлении ПЗЗ в отношении конкретной территории.
Как подразумевается подпунктом 3 пункта 1 статьи 37 ГрК, вместо основного назначения земли не разрешается устанавливать вспомогательный вид, который рассматривается только как дополнительный.
Как назначить условно разрешенный вид вместо другого вида
Чтобы поменять назначение конкретного надела на условно разрешенный вид, правообладателю нужно оформить надлежащее разрешение. Необходимый порядок реализуется следующим образом (статья 39 ГрК):
- Заинтересованный субъект обращается в администрацию муниципалитета с надлежащим заявлением. Как правило, данный вопрос решается комиссией муниципалитета по разработке ПЗЗ.
- Возможность предоставления заявителю надлежащего разрешения обсуждается в формате публичных слушаний (изучается соответствующий проект решения). К обсуждению могут привлекаться иные субъекты – правообладатели других наделов, – если есть вероятность наступления отрицательных последствий для окружающей среды.
- Руководствуясь итогами проведенного обсуждения, уполномоченная комиссия муниципалитета разрабатывает рекомендации, касающиеся удовлетворения поданного заявления или его отклонения. При этом указываются причины вынесенного вердикта. Соответствующие рекомендации передаются главе администрации муниципалитета.
- Руководитель администрации муниципалитета выносит окончательный вердикт – одобрить заявление или отклонить его.
- Получив нужное разрешение, правообладатель-заявитель может необходимым образом использовать свой надел (согласно условно разрешенному виду).
Надлежащее разрешение, предоставленное местной администрацией, становится документальным основанием для фиксации соответствующих сведений в ЕГРН. В Росреестр данное решение направляется на протяжении 5 дней после вступления в силу (его направляет сама администрация муниципалитета). Если такие сведения в базу ЕГРН не вносились, правообладатель может самостоятельно решить этот вопрос через Росреестр (подается нужное заявление).
Как назначить вид использования, который не оговорен градостроительным регламентом
Если следовать нормам законодательства, можно изменить вид разрешенного использования земельного участка на иной вид, не оговоренный градостроительным регламентом. Это можно сделать, добившись официального внесения соответствующих корректировок в ПЗЗ. Такие корректировки оформляются надлежащим нормативным актом. При этом учитываются требования статей 31-33 ГрК:
- Правообладатель должен инициировать надлежащую корректировку ПЗЗ, направив свои предложения в уполномоченную комиссию администрации муниципалитета.
- Данная комиссия рассматривает полученные предложения на протяжении 30 дней и дает мотивированные рекомендации, которые передаются руководителю администрации. Это оговорено пунктом 4 статьи 33 ГрК.
На протяжении 30 дней руководитель администрации выносит окончательное решение, учитывая рекомендации уполномоченной комиссии (пункт 5 статьи 33 ГрК). Копия данного вердикта направляется заявителю.