Что делать, если автосалон не отдает оплаченный автомобиль
Когда автосалон не отдает автомобиль, который ранее уже был оплачен, это прямое нарушение прав потребителя. Почему такая проблема в принципе возникает? Подобрав машину по каталогу, соискатель вносит предоплату 100%. Дилер обещает в кратчайшие сроки пригнать авто, заключает договор, вот только сроки не всегда соблюдает. Покупателю приходится настойчиво звонить и узнавать, как скоро он увидит долгожданную покупку. Что можно сделать в этой ситуации, как найти управу на недобропорядочного посредника?
Содержание
Причины задержки товара
Чаще автосалон рассчитывает на собственную безнаказанность, что объясняется менталитетом мирного населения. Чем вступать в судебные тяжбы, нанимать адвоката и ругаться с недобросовестным посредником, покупателю лучше регулярно напоминать о себе и терпеливо ждать покупку. А зря, есть законные основания, чтобы поставить автосалон на место: получить оплаченный автомобиль и даже моральную компенсацию.
Права покупателя в сложившейся ситуации
Основное руководство к действию для покупателя – всеми известный Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей». Договор на руках, а в нем четко прописан срок получения автомобиля. Если он нарушается, будущий владелец авто может смело рассчитывать на такие виды компенсации:
- пеня за каждый день просрочки из расчета 0,5% от суммы предоплаты;
- расторжение договора с возвратом предоплаты 100%, пеня 0,5% за каждый день просрочки, компенсация за моральный ущерб и понесенные убытки (при наличии таковых).
Автосалон в договоре может подробно расписать случаи форс-мажора, но указать размер пени ниже 0,5% за каждый день (на свое усмотрение). Юридически неграмотное население соглашается на такие условия, но это неправильно. Обманутый покупатель имеет полное право рассчитывать на пеню 0,5% за ежедневную просрочку (ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителя» и ст. 395 ч.1 ГК РФ).
Компенсация морального ущерба
Сумму морального ущерба истец определяет на свое усмотрение, но с учетом судебной практики. Если законодательный орган считает, что запросы покупателя излишне завышены, может снизить их уже на свое усмотрение. В целом, при наличии доказательств получить денежную компенсацию за потраченные нервы по вине автосалона вполне возможно.
Чем грозит несоблюдение договоренностей автосалону
Кроме того, на автосалон накладывается штраф в размере 50% от суммы взыскания. На период разбирательства банковские счета дилера могут быть заморожены, а сделки приостановлены, поэтому убытки колоссальные. Так что автосалонам тоже невыгодно доводить дело до суда – чревато ощутимыми финансовыми потерями. Лучше вовремя предоставить автомобиль.
Основные советы будущему покупателю
При желании пригнать машину через автосалон, обратите внимание на 2 момента – договор с посредником и предоплата. Давайте по порядку:
- Договор должен составляться по всем правилам с указанием реальной суммы автомобиля, четкого срока доставки и санкций в случае их нарушения. Также изучите пункт передачи транспортного средства в руки законному владельцу.
- Что касается предоплаты, оптимальная сумма – 10-20% от полной стоимости машины. В реальности, на такие условия готовы не все автосалоны, чаще для перестраховки требуют внести 100%. Есть альтернатива: откройте в банке ячейку, куда переведите требуемую сумму. Дилер же получит ее после приемки покупателем пригнанного транспортного средства. Это хорошая возможность сохранить свои честно заработанные и не прогореть.
При желании заказать новый автомобиль через автосалон, учитывайте эти 2 момента. В противном случае можно понести серьезные финансовые потери, а судиться с дилером будет гораздо сложнее. Еще и не факт, что выиграете дело, хотя суд чаще идет навстречу обманутым покупателям.
Что делать
Если ожидание новой машины заметно затянулось, покупатель может действовать двумя методами:
- Потребовать незамедлительно разорвать договор с дилером и получить обратно всю сумму.
- Настаивать на выполнении договора, запросить компенсацию за понесенные убытки и моральный ущерб.
Определившись с решением, действовать лучше по закону. Вот что нужно предпринять, чтобы разорвать договор с автосалоном:
- Напишите письменное заявление-обращение к владельцу автосалона. Именно он виноват в сложившейся ситуации.
- Отправьте заявление почтой, после чего у дилера есть 10 дней с момента получения письма, чтобы выплатить полную сумму, неустойку, если такова внесена в содержание письменной претензии.
Автосалон может подать в суд и оспорить запрошенную сумму неустойки. Деньги за авто он в любом случае вернет несостоявшемуся владельцу в полном объеме. А вот размер неустойки не может превышать сумму, которую покупатель предварительно потратил на приобретение машины (ст. 23.1. Закона «О защите прав потребителя»).
При обращении в суд помните, что судебные тяжбы могут продлиться не один месяц. Так что с приобретением нового автомобиля придется повременить. Особенно затягиваются дела, в которых истец требует возмещение морального ущерба от автосалона.
Остается добавить: при заключении сделки с посредником внимательно читайте договор, обращайте внимание на сноски, заметки мелким шрифтом, задавайте вопросы, если усомнились хотя бы в одном из пунктов. Не соглашайтесь, если дилер предлагает занизить на бумаге оплаченную сумму за новое транспортное средство. Будьте бдительны!