Как оформить временную прописку? Какие документы нужны?
Для того чтобы оформить временную прописку, необходимо ознакомиться с положениями нормативно-правовых актов, возлагающих обязанность регистрироваться. Гражданам страны и ее гостям гарантируется право свободно перемещаться по её территории, выбирать жить в том или ином месте постоянно или какое-то время. Свобода передвижения носит безусловный характер, однако сопровождается возложением на граждан бремени прохождения регистрации. Государство должно знать, кого и где можно найти. Неслучайно вопросами регистрации в России занимается Полиция.
Содержание
Понятие временной прописки и ее отличие от постоянной регистрации
Понятие «прописка» на сегодняшний день юридически не актуально, его заменило понятие «регистрация», хотя в быту слово «прописка» продолжает существовать. Под ней понимается регистрация. Место пребывания и место жительства с точки зрения времени имеют разные режимы проживания. В квартире или доме можно жить постоянно, а можно лишь какое-то время. В законе перечислены места временного проживания:
- медицинские учреждения (больницы, санатории, профилактории);
- места отбытия наказаний (колонии, тюрьмы, изоляторы);
- места отдыха (детские лагеря, базы отдыха);
- другие помещения, предназначенные для временного размещения.
Главная характеристика – не постоянный характер проживания. При этом перечень мест пребывания законодателем не ограничен. Таким образом, один и тот же объект, например, квартира, может быть как местом жительства, так и местом пребывания. Если человек является собственником и живет в квартире постоянно, он регистрируется, оформляя постоянную прописку. А если в квартиру приехал человек, не являющийся ее владельцем, он должен оформить временную регистрацию.
Где оформить временную прописку?
Для того чтобы временно прописаться по месту жительства следует обратиться в отделение Полиции, к ведению которого отнесена территория, на которой расположено жилье. Как правило, приемом документов занимается паспортный стол, размещенный в жилищно-эксплуатационном участке. Приемом документов также занимается Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг.
Можно подать заявление в электронном виде. Личного приема с представителем органа регистрации при этом варианте не избежать, поскольку необходимо подтверждение личности и предоставление паспорта.
Перечень необходимых документов
Для оформления прописки необходимо заполнить заявление. Соответствующий бланк предоставляется в месте приема документов (паспортный стол, иное специализированное отделение Полиции, многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг). Заявление подается вместе со следующими документами:
- паспорт;
- документ, предоставляющий лицу право на вселение.
Заявитель отдает подлинник паспорта, предоставление копии паспорта не предусмотрено. Следует учесть, что паспорт забирается сотрудником регистрации на весь период оформления документов.
Согласие выражается различными способами. Можно оформить договор аренды и предоставить его в паспортный стол, можно явиться с будущим жильцом лично и собственноручно написать согласие на вселение. Если помещение принадлежит нескольким лицам, то необходимо получить согласие от всех этих лиц.
Если лицо, предоставляющее помещение является нанимателем, то требуется получить не только его согласие, а установить, не имеется ли возражений от тех, кто проживает вместе с ним.
Оформление временной регистрации для школы
Особенности оформления временной регистрации ребенка для школы заключаются в особом статусе регистрируемого лица. Любые юридически значимые перемещения ребенка осуществляются с согласия родителей. Существует аксиома, согласно которой место жительства ребенка определяется местом жительства его родителей.
Чтобы прописать ребенка нужно представить:
- заявление одного из родителей;
- согласие второго родителя на прописку;
- свидетельство о рождении ребёнка.
Сроки оформления документов и стоимость
Для регистрации гражданам России не нужно уплачивать пошлины и налоги, оформление происходит бесплатно за счет государства. Копии документов, если они необходимы, также изготавливаются бесплатно. Требование о предоставлении копии паспортов, договоров иных документов являются незаконными. В случае нарушения этих правил, следует обратиться с жалобой на действия сотрудника, требующего с гражданина документы в копиях.
На какой максимальный срок может быть оформлена
Каких-либо требований к сроку регистрации законом не установлено. До 2012 года действовал нормативный документ, устанавливающий максимальный срок регистрации – пять лет. Сейчас срок регистрации определяется соглашением сторон. Логично предположить, что он не может превышать срок действия оснований для вселения. Например, срок аренды семь лет, следовательно, прописка не может быть оформлена на срок, превышающий семь лет.
Документ, подтверждающий прописку гражданина
Окончание процедуры прописки завершается выдачей свидетельства, которое содержит информацию о личности гражданина, адресе и сроке регистрации. Свидетельство можно получить на личном приеме, а можно попросить направить бумагу почтой.
Если гражданин уезжает из жилого помещения на длительный срок (более 3 месяцев), он должен сняться с учета, предоставив это свидетельство для проставления соответствующей отметки.
Последствия оформления временной прописки
Временная прописка отражается на количестве человек, проживающих в доме или квартире. Прописанный фактически становится потребителем коммунальных услуг. Это дает управляющей компании право взимать оплату в повышенном размере, из расчета, что в нем проживает еще один человек. Если квартира оборудована счетчиками, то на «коммуналке» это не отразится, иначе придется уплатить дополнительную сумму за нового жильца. На оплату отопления и содержания жилья количество зарегистрированных жильцов не влияет. Вопрос о том, кто несет обязанность по уплате коммунальных платежей собственник или человек с временной пропиской отдан на разрешение самих жильцов.
Для хозяина жилья согласие на временное размещение у себя лиц, влечет последствие в виде вселения (без его согласия) в квартиру детей. Это может отразиться на конечной сумме оплаты за квартиру (коммунальные услуги, содержание жилья).
Ответственность за проживание без регистрации
Хозяин жилья также может получить штраф за нарушение правил регистрации. Он должен зарегистрировать нового жильца, если тот имеет намерение проживать более трех месяцев.
Невыполнение этих требований грозит административным штрафом, сумма которого зависит от статуса нарушителя и региона совершения правонарушения, а именно:
- не прописанные уплатят штраф в размере от 2000 до 3000 рублей;
- не прописанные Москвы и Санкт-Петербурга – от 3000 до 5000 рублей;
- хозяева жилья (граждане) – от 2000 до 5000 рублей;
- хозяева жилья (граждане) в столице и Санкт-Петербурге – от 5000 до 7000 рублей;
- хозяева-организации – от 250000 до 750000 рублей;
- хозяева-организации в столице и Санкт-Петербурге – от 300000 до 800000 рублей.
Вместе с тем к ответственности нельзя привлечь тех, кто проживает с родственниками, у которых есть прописка. Также не могут быть оштрафованы граждане, переезжающие в рамках области, края, другого субъекта федерации, если у них уже есть постоянная регистрация в этих субъектах.
Заключение
Если гражданин собирается свободно перемещаться по территории России, где он не имеет постоянной регистрации, не нужно злоупотреблять требованиями закона. Временная регистрация дает право быть полноценным жильцом, получать коммунальные услуги, вступать в трудовые отношения с работодателем. Прохождение регистрации не отнимает много времени и не требует подготовки солидного пакета документов, зато позволит избежать ненужных административных санкций в виде штрафа.