Особенности переселения из аварийного и ветхого жилья
Переселение из аварийного и ветхого жилья в настоящее время является важнейшей задачей в жилищной политике правительства РФ. Основная цель этой программы – повысить уровень жизни граждан России с низким и средним достатком. К тому же, если размышлять стратегически – проще сразу строить новое жильё на десятилетия вперёд, чем пытаться залатать старое, уже отжившее свой век.
Содержание
Что понимается под ветхим жильём
В каких случаях собственнику предоставляется новое жильё?
Существует несколько объективных причин на расселение из аварийного и ветхого жилья собственников жилплощади. К ним относятся:
- серьёзный износ всей конструкции, когда она в любой момент может обрушиться. И к сожалению, таких случаев в истории достаточно;
- множественные несоответствий здания санитарно-техническим нормам – как внутри, так и снаружи;
- кроме этого, сносу подлежат жилые сооружения, находящиеся вблизи сейсмически нестабильной местности, высоковольтных линий электропередач, шумных автодорог и те, которые когда-либо подвергались воздействию землетрясений, а также аналогичных ЧС природного и техногенного характера.
Полномочия и обязанности владельцев аварийного жилья
Для владельцев ветхого и аварийного жилья в Гражданском и Жилищном кодексах РФ предусмотрены определённые предписания и ограничения. Кроме того, на них распространяется закон ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007.
В соответствии с вышеуказанными законами собственник вправе:
- обжаловать решение о признании дома аварийным, в случае нарушения, выявленного после проводившихся экспертиз;
- в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, собственник изымаемой недвижимости вправе рассчитывать на материальную компенсацию от правительства в размере рыночной стоимости своего жилья, куда входит стоимость содержимого квартиры, земли под ней, и сопутствующих этому расходов;
- на принятие решения о согласии или несогласии со сносом ветхого помещения владельцу отводится не более 6 месяцев;
- также он имеет право отклонить предложение о переезде.
После того, как специальная межведомственная комиссия переводит здание в статус аварийного, последующие действия производятся органами городской администрации. Такая комиссия создаётся в индивидуальном порядке для каждого отдельно взятого объекта, после поступления соответствующего заявления от собственников, которое подаётся через МФЦ, либо на сайте Гос. Услуги в интернете.
Последовательность действий при переселении и необходимые документы
Для того, чтобы собственнику инициировать процесс переселения из старого жилья, представляющего опасность для жизни, ему необходимо собрать пакет бумаг и предоставить в МФЦ. Заявление заполняется там же, подавать его можно как коллективно, так и в частном порядке.
Кроме заявления требуется собрать пакет бумаг, в числе которых:
- правоустанавливающие документы на жилую площадь;
- паспорт с планировкой помещения (или копии);
- заключения строительной экспертизы о невозможности оставаться на территории аварийного помещения, и не соответствии здания минимальным стандартам в санитарно-гигиеническом отношении;
- справка из БТИ;
- зарегистрированное в межведомственной комиссии заявление;
Начиная с момента предоставления указанных бумаг, сотрудникам ведомства отводится 3 дня на принятие решения относительно переселения собственника. В этом случае также существует несколько вариантов развития событий – либо его признают аварийным, либо пригодным для дальнейшего проживания, либо назначается повторная комиссия.
На что может рассчитывать переселенец
Новым местом жительства может стать как равнозначное помещение, находящееся в лучшем состоянии, либо новая квартира в рамках программы переселения из аварийного жилья. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ за изъятую у собственника площадь ему полагается либо предоставление аналогичной, либо её компенсация в денежном эквиваленте.
Нередки ситуации, когда из-за банального неимения свободных площадей людям предлагается переезд в другой город или область. И здесь нужно понимать, что настаивать на таком решении вопроса властные структуры не вправе. Также, часто имеют место нарушения, происходящие в процессе переселения – либо условия становятся ещё хуже, либо площадь гораздо меньше предыдущей, либо что-нибудь ещё.
Как происходит оформление на переезд из ветхого жилья
Если собственник аварийной площади соглашается на предлагаемые условия, между ним и представителями местной власти заключается соответствующий договор. В котором присутствует также и вид предоставляемой компенсации – новая площадь, либо её денежный эквивалент.
Когда договор о переселении заключен, как правило, некоторое время отводится на подготовительные процедуры. В таких случаях переселенцу предоставляется временное место проживания или выдаётся материальная компенсация на аренду квартиры. То же самое происходит и в случае заселения в новостройку.
Правоустанавливающие документы на новую площадь выдаются владельцу в административных органах района. На это сотруднику ведомства отводится 30-дневный срок, который может быть увеличен ещё на 1 месяц при необходимости. Когда бумаги выданы, следует регистрация владельца новой жилплощади по новому адресу.
Что делать в случае промедления со стороны органов власти?
Если получается так, что переезд постоянно откладывается необходимо написать письменное заявление в администрацию ЖКХ своего района с просьбой прояснить ситуацию. После чего в течение месяца должен прийти ответ о продвижении дела. В случае, если его не поступило – требуется писать заявление уже на имя главы этого административного ресурса. После чего, в большинстве случаев дело сдвигается с мёртвой точки.
Заключение
Программа переселения из аварийного жилья в субъектах РФ имеет свои различия, преимущества и недостатки. В таких жизненных ситуациях главенствующую роль играет человеческий фактор – насколько порядочные и ответственные люди находятся у власти в местных органах жилищно-коммунальной сферы. Поэтому сегодня, как никогда раньше, требуется знать свои гражданские и конституционные права.