Спросить беcплатно!

Оформление права собственности на квартиру

split

Оформление квартиры в собственность – это неотъемлемый этап сделки по приобретению прав на недвижимое имущество. Особые трудности у граждан вызывают вопросы оформления новых квартир от застройщика, так как на проверку юридической чистоты такой недвижимости уйдёт большое количество времени. Также нужно чётко осознавать различия между понятиями «право собственности» и «право владения».

Что нужно для оформления


Процедура получения прав состоит из двух этапов – установления права и его регистрации (официального подтверждения). Покупатель, который подписал ДКП квартиры, но ещё не оформил её в собственность, продолжает оставаться законным владельцем недвижимости, однако не владеет возможностью полноценно распоряжаться ей.

Право собственности устанавливается на основе первичной документации, составленной сторонами сделки купли-продажи. В качестве сторон сделки могут выступить следующие лица:

  • продавец и покупатель;
  • даритель и одаряемый;
  • администрация и житель населённого пункта;
  • застройщик с гражданином, если они взаимодействовали по договору долевого участия.

Документом, опираясь на который будут подтверждать право собственности, может стать:

  • ДКП;
  • дарственная;
  • распоряжение местной администрации;
  • договор о приватизации;
  • акт приёма-передачи и т. п.

Дата заключения любого из вышеперечисленных соглашений становится датой, в которую новый владелец получил право собственности на рассматриваемую квартиру. Эта же дата будет использована при расчёте суммы налога и положенного налогового вычета.

Процедура оформления


Подробно рассмотрим процедуру получения права собственности, опишем требуемые документы и выделим некоторые особенности, которые необходимо учитывать.

Порядок регистрации


Процедура проводится в несколько последовательных этапов, каждый из которых является неотъемлемым.

Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

  1. Собрать исчерпывающий набор документов. Предварительно следует получить подробную консультацию у юриста, т. к. в некоторых ситуациях придётся приложить дополнительные бумаги. Список ключевых документов будет разобран позже.
  2. Оплатить госпошлину. Пока что её размер остаётся неизменным и составляет 2000 рублей. Совершить оплату и получить соответствующую квитанцию гражданин может в любом банковском учреждении.
  3. Посетить МФЦ или территориальный регистрационный орган (Росреестр) по месту расположения недвижимости с подготовленным набором документов. Заявление можно составить непосредственно на месте или распечатать и заполнить по образцу заранее.
  4. Дождаться окончания процедуры оформления. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяца со дня подачи. Если специалисты обнаружат отсутствие каких-либо важных документов, они обратятся к собственнику. Как показывает практика, процедура редко задерживается на сроки, превышающие 2-3 дня. В регистрации могут отказать, если переданные бумаги нарушают нормы законодательства или противоречат им.

Сроки рассмотрения заявления могут продляться и в случаях, если:

  • между заказчиком и инвестором произошёл конфликт, в результате которого дом был построен и подготовлен к сдаче в эксплуатацию, но документы для регистрации подготовлены не были;
  • администрация и инвестор не смогли прийти к соглашению, вследствие чего регистрирующий орган также не получил требуемую документацию.

Государство определило следующий перечень граждан, освобождаемых от уплаты государственной пошлины при проведении регистрационных действий:

  • граждане пенсионного возраста;
  • дети в возрасте до 18 лет;
  • малообеспеченные граждане;
  • герои, наследники погибших и инвалиды Великой Отечественной Войны;
  • наследники граждан, погибших в ходе выполнения должностных обязанностей;
  • кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, унаследовавшие жильё после того, как проживающий совместно с ними собственник умер.

Чтобы подтвердить причастность к любой из вышеперечисленных групп, нужно приложить к пакету документов и бумаги, причисляющие гражданина к льготной категории. Порядок регистрационных процедур при этом не изменяется.

Высчитать точную конечную стоимость проведения регистрационных действий невозможно – она напрямую зависит от числа справок, срочности их выдачи и других тонкостей.

Требуемые документы


Регистрационный орган выдвигает обширный перечень документов для оформления квартиры в собственность. В список входит:

  • заявление;
  • справка о количестве жильцов;
  • паспорта сторон ДКП или иного соглашения, по которому право собственности перешло от одного гражданина к другому (оригиналы и копии);
  • документ, подтверждающий факт покупки жилья;
  • отказ наследников, заверенный нотариально;
  • акт приёма-передачи;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • экспликация;
  • паспорта недвижимости при необходимости;
  • заверенная доверенность в ситуациях, когда интересы текущего владельца недвижимости представляет другое лицо.

Документы, позволяющие сделать выводы о принадлежности права собственности, будут составлены в двух экземплярах – один отойдёт к собственнику, второй к регистрирующей службе.

Представленный выше перечень является стандартным. Паспорта на квартиру, а также экспликация прилагаются только тогда, когда квартира регистрируется впервые, или в будущем запланирована перепланировка жилья.

Если полученная недвижимость имеет культурную ценность (например, является культурным памятником), то дополнительно придётся приложить акт проведённой экспертизы и договор, подтверждающий передачу здания в собственность гражданину.

Возможно использование альтернативного варианта подачи документов – отправка их почтой с описью. Отправление должно быть с уведомлением и объявленной ценностью. Подпись отправителя заверяется нотариально в обязательном порядке.

Квартира в новостройке


Ускорить процедуру оформления поможет своевременная подача требуемого комплекта бумаг, обладающих должной юридической силой. Процедуру регистрации квартиры в новостройке можно проводить как самостоятельно, так и через представителя застройщика.

Если процедура будет выполнена через застройщика, то в дополнение к основному пакету придётся добавить следующие бумаги:

  • акт приёма недвижимости;
  • акт выполнения обязанностей инвестора по договору;
  • копии актов приёма жилого здания специализированной комиссией.

Любые физические дефекты и рукописные правки могут привести к тому, что документы признают недействительными и процесс их рассмотрения будет остановлен на неопределённый срок. Если застройщик по какой-либо личной причине отказался предоставлять нужные документы, то будущий собственник новой квартиры может защитить свои права в суде.

Регистрационные действия проводятся по описанному ранее алгоритму – никаких изменений не предусмотрено.

Ипотечная квартира


При ипотеке объект недвижимости одновременно является единственным залогом по кредиту. Ключевым моментом является обременение – до полной выплаты ипотеки собственник не сможет полностью распоряжаться имуществом, поскольку на него наложены ограничения договором займа.

В определённых случаях владельцу такой квартиры нужно будет получить соглашение банка. Если это потребуется, то к документам придётся приложить закладную.

Квартира, полученная по наследству


Законодательство РФ блокирует возможность оформления прав собственности на унаследованную недвижимость на первые полгода после смерти прошлого владельца. Вопросы наследства решает нотариус. Он оформит свидетельство по праву наследования, установит количество наследников и определит правильный порядок наследования.

Когда нотариус завершит все процедуры, будущий собственник сможет приступить к регистрационному процессу. Важно отметить, что с такой квартирой нельзя проводить какие-либо действия вплоть до того момента, когда владелец станет официальным полноправным собственником.

Для оформления в собственность квартиры, полученной по завещанию, необходимо подать такие документы:

  • свидетельство о праве наследования (копия и оригинал);
  • оригинал и копия документа, подтверждающего личность заявителя;
  • копия и оригинал чека об оплате пошлины.

Вся процедура регистрации, включая проверку подлинности бумаг, займёт около 10 дней.

Подаренная квартира


Собственность на квартиру, полученную по дарственной, подтверждается непосредственно договором дарения. На проведение регистрационных действий выделяется год с момента подписания договора дарения. Если сроки будут нарушены, то всё придётся начинать сначала.

Для регистрации прав на подаренную недвижимость необходимо собрать следующий пакет документов:

  • договор дарения;
  • паспорта для совершеннолетних заявителей или свидетельства о рождении для тех, кто не достиг возраста 18 лет;
  • справку о количестве граждан, зарегистрированных в подаренном помещении;
  • разрешения представителей в случае, если квартира подарена недееспособному или несовершеннолетнему гражданину.

Оригинальные документы, которые официально подтверждают факт дарения недвижимости, подаются в количестве заинтересованных сторон. Ещё один экземпляр нужен для регистрирующей службы.

Итоги


Сделаем некоторые обобщающие выводы из представленной в статье информации:

  1. При передаче квартиры от одного собственника другому (по ДКП, при наследовании, при дарении и т. д.) необходимо оформить право собственности на неё.
  2. Регистрационные действия проводит Росреестр. Обратиться можно и в МФЦ – все действия будут проведены непосредственно в многофункциональном центре.
  3. Во избежание проблем и задержек необходимо тщательно проверить полноту собранного пакета документов, а также его юридическую чистоту. При возникновении трудностей лучше проконсультироваться с опытным юристом.
  4. Конечная стоимость процедуры сложится из госпошлины и иных затрат на получение справок. Если все работы будет проводить специализированная фирма, то затраты ощутимо возрастут.
  5. В зависимости от основания передачи прав собственности от одного владельца другому требуемый пакет документов будет расширяться. В каждой конкретной ситуации нужно консультироваться либо у специалиста, либо непосредственно в ответственном за регистрацию органе.
Собственник, не оформивший право собственности на недвижимость, не может полноценно распоряжаться ей. При грамотном подходе никаких проблем с регистрацией не возникнет.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
arrow
Adblock
detector