Спросить беcплатно!

Все о прописке: какие документы нужны, сколько можно жить без прописки, штраф за отсутствие прописки

split

Российское законодательство предполагает, что каждый гражданин должен иметь регистрацию или попросту прописаться в квартире, в которой он проживает. Таким способом гражданин уведомляет государственные органы и других лиц о своем постоянном местонахождении. Официально понятие «прописка», используемое в повседневности, уже не применяется. Постоянное место проживания, отмеченное в личных документах россиян, заменено термином «регистрация».

Законодательство


Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы регистрации и учета россиян по местонахождению, является закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1.

В этот закон включено множество разделов, которые предусматривают все подробности и нюансы, относящиеся к регистрации:

  • возможность российскими гражданами свободно передвигаться по территории России регламентирует 1 статья закона. То есть человек самостоятельно решает, в каком месте он может проживать;
  • на обязанность граждан иметь постоянную прописку указывает норма 3;
  • положение 4 содержит перечень органов, в компетенцию которых входит регистрирование;
  • список обстоятельств, ограничивающих возможность прописки, определен в ст.8.
Кроме того вопрос прописки также затронут в Постановления российского Правительства № 713, принятого 17 июля 1995 г. Ст. 16 постановления гласит, что изменение места проживания, обязательно должно быть оформлено на новом месте в течение недели. Эта норма действует для тех граждан, которые решили переселиться в другое место на совсем. Если же человек переехал временно, на него распространяется правило, согласно которому находиться на территории без прописки он может до 90 дней.

От намерений гражданина зависит вид необходимой регистрации. Законодательно определено два вида регистрации:

  • бессрочная (постоянная) – оформляется по адресу, где гражданин живет на постоянно;
  • временная ­– представляет собой закрепление человека за тем или иным жильем на определенный срок. При необходимости такую прописку можно продлить.

Зачем нужна регистрация?


Наличие прописки необходимо не только для учета россиян в государственных структурах, она также предоставляет гражданам некоторые права, к которым относятся:

  • свободное проживание в квартирах или домах;
  • получение медицинского обслуживания;
  • возможность постановки на очередь в детский сад;
  • получение детьми школьного образования;
  • оформление различных льгот, пособий, пенсий;
  • подтверждение местонахождения при устройстве на работу;
  • получение официальных бумаг и документов.

Большинство государственных структур оказывает услуги только при наличии прописки. Однако следует отметить, что наличие регистрации в жилплощади не предоставляет человеку собственнических прав на нее. То есть прописанный гражданин, если он не является владельцем, приобретает только право проживания.

Способы получения прописки


Законодательство России обязывает своих граждан пройти процедуру регистрирования в срок не более недели. На данный момент зарегистрироваться в жилище можно одним из следующих способов:

  1. Обратившись в локальное отделение ГУВМ МВД, занимающееся вопросами миграции. Ранее данную услугу предоставлял паспортный стол.
  2. Посещение портала «Госуслуги». Однако воспользоваться таким способом могут только зарегистрированные россияне, личность которых подтверждена на ресурсе.
  3. Через МФЦ (многофункциональный центр).

Вышеперечисленные варианты регистрации позволяют оформить как срочную, так и бессрочную прописку. Разница между ними заключается только во времени, которое заинтересованный человек готов потратить на процедуру.

Регистрирование через МВД не представляет сложности, однако, график работы органа не всегда удобен для граждан. Заинтересованному человеку придется ожидать своей очереди, но сам процесс регистрации займет не более 3 дней.

При прописке через Госуслуги, необходимо ввести информацию в специальную форму, после чего послать ее на проверку. Все действия выполняются в онлайн-режиме. По окончании проверки, пользователь получит уведомление, с которым в дальнейшем должен посетить локальное отделение ГУВМ МВД на территории своего проживания. В подразделении необходимо предоставить оригинал личного документа (паспорт) в который проставят печать. При отсутствии паспорта, обратившемуся человеку выдается свидетельство.

Обращение в МФЦ предполагает предварительный сбор необходимой документации. Собрав пакет бумаг нужно подать его в службу. Остальные действия будут произведены без участия гражданина.

Порядок действий


Получение новой прописки сводится к выполнению пяти шагов:

  1. Выбор способа получения услуги.
  2. Определение метода подачи бумаг.
  3. Подготовка пакета документации.
  4. Подача документов.
  5. Получение паспорта с печатью.

В первую очередь следует определиться с видом нужной услуги. Гражданам предоставляется возможность обратиться в регистрирующую службу уже по новому адресу и провести одновременно выписку из предыдущей жилплощади и регистрацию в новой. Так же можно сначала выписаться по старому адресу с последующей пропиской на новом месте. Обычно люди предпочитают первый способ, так как он не требует нескольких посещений ФМС, траты времени на сдачу паспорта и заполнения листов убытия.

Далее нужно выбрать удобный способ подачи бумаг. Существует два варианта: посредством сети-интернет (электронный) и личное обращение. Интернет-портал «Госуслуги» предоставляет возможность заполнить заявку онлайн, и в дальнейшем получить приглашение в выбранную службу. Официальный ресурс МФЦ позволяет записаться на прием, для того чтобы не ожидать очереди.

Сбор документации для дальнейшей передачи не займет много времени, если предварительно обратиться в регистрирующую службу за консультацией и получить конкретный перечень.

Оформление прописки происходит в срок три дня, после чего можно получить паспорт с печатью об изменении адреса проживания.

Пакет необходимых документов


Независимо от выбранного способа прописки, для начала нужно подготовить все необходимые бумаги:

  1. Заявка на регистрацию. В зависимости от нужного вида прописки заявления имеют разную форму:
  • заявка по форме № 1 подается в случаях, когда нужна срочное (временное) прикрепление к адресу;
  • форма № 6 подается при бессрочной (постоянной) регистрации.
  1. Заявка на выписку с предыдущего места или лист убытия.
  2. Личный документ заявителя (если прописываемый гражданин и владелец жилья, разные лица, то паспорта подают оба).
  3. Детские свидетельства (если прописываются дети).
  4. Свидетельство о заключении брачно-семейных отношений (при регистрации семьи).
  5. Правоустанавливающие бумаги на жилплощадь или часть в ней (свидетельство о собственнических правах либо соглашение о соцнайме).
  6. Согласие нанимателя и его семьи (если жилище не приватизировано).
  7. При отсутствии родства между нанимателем и прописываемым, нужно получить разрешение от муниципалитета (собственника).

Основными критериями для перечня нужных документов являются форма собственности и статус прописываемого. Так если человек в чьем жилище прописывается гражданин, не является его владельцем, то для регистрации необходимо разрешение муниципалитета.

Нюансы регистрации


Прикрепление к жилплощади, если у нее два собственника, один из которых не дает согласия возможно только на временной основе (только в долю) либо посредством обращения в судебную инстанцию.

Возможно ли получение двух прописок


Российское законодательство не запрещает гражданам иметь две прописки, однако существуют некоторые нюансы. Так регистрация на жилплощади, если уже есть прописка в другой возможна только при условии, что одна из них является постоянной, а вторая временной.

Временное прикрепление к нескольким разным квартирам невозможно так же как и наличие двух постоянных регистраций. Наличие любого вида прикрепления к жилплощади дает человеку не только права на социальное обслуживание, но обязывает его нести расходы за использование жилища.

Регистрация ребенка


Способы прикрепления к жилищу несовершеннолетнего зависят от статуса его родителей. Значение имеют наличие между ними брачно-семейных отношений, факт совместного или раздельного жительства. Кроме того ребенок может быть прикреплен на жилплощади усыновителей либо опекунов.

Прописать несовершеннолетнего в жилье других лиц, независимо от родства (тети, дяди, братья, бабушки и т.д.) нельзя.

Если родители малыша состоят в брачно-семейных отношениях, но прописаны по разным адресам, ребенок оформляется к любому из них. Для этого необходимо дозволение второго родителя и бумаги об отсутствии регистрации ребенка с ним. Если брак не заключался или расторгнут, следует представить свидетельство, подтверждающее расторжение либо бумаги об установлении отцовства.

Новорожденные (младше месяца) оформляются вместе с матерью. Согласие отца не требуется.

Прописка в отсутствие владельца


Прописаться в жилище без присутствия собственника сложно, но возможно. Нередко граждане, пытающиеся так оформить в квартире жильцов, получают отказ в регистрирующих службах. Дело в частых случаях мошеннических махинаций.

Однако если владелец жилплощади согласен предоставить квадратные метры другим людям, при этом присутствовать лично при оформлении не может, есть несколько способов разрешения данного вопроса:

  1. Доверенность – владелец оформляет доверительный документ на человека, который в дальнейшем будет присутствовать в регистрирующем органе вместо него. Представитель должен написать заявление, в котором укажет на согласие собственника, на предоставление жилья прописываемому гражданину. Для проведения процедуры необходима специальная доверенность (составляется для конкретного случая).
  2. Нотариальное заявление ­– владелец жилища может вызвать в необходимое место нотариуса (платно), который заверит написанную (собственноручно хозяином) заявку на прикрепление в квартире жильца. Далее заверенное заявление предоставляется вместе с другой документацией в регистрирующий орган.

Расходы


Регистрирующие службы являются государственными, и финансирование получают из бюджета. В случае с бессрочной пропиской процедура производится безвозмездно, а многофункциональные центры предоставляют услугу бесплатно.

Временное прикрепление человека к жилищу производится на платной основе. Цена процедуры варьируется исходя из срока, на который оформляется жилец. Расценки изменяются исходя из региона. Минимальный срок временного оформления составляет полгода, максимальный 5 лет.

Владелец жилплощади, предоставляющий ее для проживания другим гражданам или иностранцам, обязан зарегистрировать таких жильцов. В противном случае собственника привлекут к административной ответственности. Исходя из положений КоАП, штрафные санкции за проживание в квартире неприкрепленных лиц составляет от 2 до 5 тысяч.

Владельцы, предоставляющие квадратные метры незарегистрированным людям также подпадают под выплату штрафов. В зависимости от того является ли собственник гражданином или организацией штрафы выглядят так:

  • 3 – 5 тысяч – выплачивают граждане;
  • 250 – 750 тысяч ­– предприятия.

В столице и Петербурге размер штрафной санкции составляет примерно 5 – 7 тысяч для граждан и 300 – 800 тысяч для организаций.

Россияне или иностранцы, находящиеся в России на постоянной или временной основе, должны уведомлять государственные структуры о месте своего нахождения. Прописаться можно в любых помещениях, пригодных для жизни, вне зависимости от статуса их владельца. Полное отсутствие регистрации влечет за собой привлечение к административным санкциям в виде штрафов, выплата которых возлагается не только на самого незарегистрированного, но и на владельца, предоставившего жилье.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
arrow
Adblock
detector