Спросить беcплатно!

Что делать, если отказали в налоговом вычете

split

Если гражданину отказали в налоговом вычете, он вправе оспорить этот вердикт. Однако для такого обжалования у заявителя должны быть веские причины. Восстановить справедливость можно, если основания, по которым налоговая служба (ФНС) отклонила просьбу о возврате подоходного налога, не соответствуют действительности. При этом плательщик НДФЛ должен соблюдать установленные сроки и оговоренную процедуру. Чтобы обжаловать отказ, нужно вовремя обратиться в нужную инстанцию, опровергнуть доводы подразделения ФНС, подтвердить свое право на возмещение уплаченного НДФЛ.

Что может предпринять плательщик НДФЛ при отказе в заявленном вычете


ЗаконПри наличии соответствующих оснований плательщик НДФЛ вправе оформить тот или иной вычет, предусмотренный статьями 218-221 Налогового кодекса РФ (НК). Данная льгота позволяет уменьшить базу при уплате НДФЛ и получить компенсацию налога, удержанного с доходов физлица.

Чтобы законно воспользоваться данной преференцией, гражданин направляет подразделению ФНС необходимую документацию:

  • надлежащее заявление;
  • декларация 3-НДФЛ, заполненная соответствующим образом;
  • бумаги, подтверждающие право гражданина на заявленную преференцию (например, для вычета при покупке квартиры нужно предъявить договор купли-продажи и платежные документы);
  • прочая документация (дополняющая, уточняющая).

Бумаги, перечисленные выше, можно передать лично сотрудникам ФНС, направить заказным письмом или переслать через интернет, воспользовавшись соответствующей опцией персонального кабинета гражданина на сайте ФНС. Получив такую документацию, работники налогового ведомства рассматривают её в режиме камеральной проверки, порядок выполнения которой оговаривается статьей 88 НК.

На протяжении 3 месяцев, отсчитываемых с момента представления декларации, сотрудниками налоговой службы выносится обоснованное решение (абзац 1 пункта 2 статьи 88 НК). При этом возможны следующие варианты резолюции:

  1. Одобрить просьбу, предоставив плательщику НДФЛ заявленный вычет. В этом случае сумма возвращаемых средств перечисляется на реквизиты банковского счета гражданина-заявителя в течение месяца (абзац 1 пункта 6 статьи 78 НК).
  2. Отклонить заявление физлица о предоставлении вычета. Отказ оформляется специальным актом ФНС, содержащим причину (мотивацию) отклонения заявки. Сотрудники налогового ведомства не вправе отказать гражданину в оформлении вычета без указания причины.

Уведомить гражданина о принятом решении сотрудники ФНС обязаны в течение 5 дней, отсчитываемых от дня вынесения соответствующего вердикта (абзац 1 пункта 9 статьи 78 НК). Если просьбу о вычете НДФЛ отклонили, нужно сразу же узнать причину отказа. Если заявитель счел такой отказ необоснованным, он может оспорить данное решение, предприняв следующие меры:

  1. Пожаловаться на результаты проведенной проверки непосредственно в то подразделение ФНС, которое рассматривало поданную документацию и вынесло решение об отказе. Такая возможность оговаривается абзацем 1 пункта 6 статьи 100 НК. Представить письменные возражения по поводу полученного отказа можно на протяжении 1 месяца, отсчитываемого от дня получения физлицом соответствующего акта.
  2. Обратиться с соответствующей жалобой к вышестоящей инстанции. Например, в Управление ФНС конкретного региона, которое курирует деятельность местного подразделения налоговой службы, отклонившего заявление физлица на вычет. Если это не поможет, заявитель вправе обжаловать отказ через центральный аппарат ФНС, курирующий работу региональных управлений налоговой службы. Такой вариант допускается абзацем 1 пункта 1 статьи 138 НК.
  3. Если заявитель пожаловался в вышестоящую налоговую инстанцию, но решение по данной жалобе не удовлетворило его или не было вынесено своевременно, он может обратиться с этим вопросом в суд. Соответствующие основания четко оговариваются положениями пункта 2 статьи 138 НК.

Таким образом, чтобы оспорить отказ местного подразделения ФНС в оформлении НДФЛ‑вычета, гражданин должен сначала применить досудебное обжалование. При этом обязательным для него является обращение к вышестоящей налоговой инстанции – Управлению ФНС конкретного региона (только после этого можно обращаться в суд).

Обжалование через местное подразделение налогового ведомства и центральный (федеральный) аппарат ФНС рекомендуется, но не считается необходимым для последующего судебного обжалования. Данные выводы следуют из положений пункта 2 статьи 138 НК.

Отказ оспаривается заявителем через местное подразделение ФНС: порядок действий


написание заявленияОтказ в налоговом вычете можно оспорить через местное подразделение налогового ведомства, которое рассмотрело документацию заявителя и вынесло соответствующий вердикт. Как уже говорилось ранее, направить жалобу в эту инстанцию можно на протяжении 1 месяца со дня передачи физлицу акта, содержащего отказ.

Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  1. Заявитель направляет письменные возражения по акту, содержащему отказ, в соответствующее подразделение налогового ведомства.
  2. Акт с отказом, письменные возражения физлица и прочие материалы изучаются руководством данного подразделения. По итогам рассмотрения выносится надлежащий вердикт. Решение принимается руководителем на протяжении 10 дней, отсчитываемых от момента завершения месячного срока, установленного пунктом 6 статьи 100 НК. Срок рассмотрения письменных возражений физлица могут увеличить максимум на 1 месяц. Такой порядок оговаривается пунктом 1 статьи 101 НК.
  3. Решение по данной жалобе оформляется надлежащим актом. Если позиция плательщика НДФЛ получила одобрение, ему будет предложен определенный алгоритм, позволяющий оформить заявленный вычет, поскольку ошибочность отказа была установлена проверкой. Если жалобу отклонили, акт будет подтверждать правомерность прежнего отказа.

Повторное отклонение местным подразделением ФНС просьбы физлица о возврате НДФЛ считается основанием для обжалования данного решения через вышестоящую структуру – Управление ФНС по конкретному региону.

Пример обжалования отказа в вычете


Гражданину отказали в оформлении имущественного вычета при покупке жилья. Причина – фамилия продавца данной жилплощади идентична фамилии её покупателя (заявителя льготы). На этом основании сотрудники ФНС отклоняют просьбу плательщика НДФЛ, полагая, что заявитель приобрел данную квартиру у близкого родственника (они ссылаются на требования пункта 5 статьи 220 НК).

Гражданин адресует этому подразделению ФНС свои письменные возражения. Они базируются на том, что продавец жилплощади является однофамильцем заявителя (покупателя), но не является его близким родственником. Данные возражения следует подтвердить официальной документацией, детализирующей состав семьи плательщика НДФЛ (справкой).

Обжалование отказа через вышестоящую налоговую инстанцию: порядок действий


Получив отказ в оформлении НДФЛ-вычета от местного подразделения ФНС, гражданин может оспорить это решение через вышестоящую инстанцию. Прежде всего, обращаться следует в Управление ФНС по конкретному региону, курирующее работу местного налогового подразделения. Такое обжалование осуществляется на протяжении одного года, отсчитываемого от момента получения физлицом бумаги с отказом (абзац 1 пункта 2 статьи 139 НК).

Составляется соответствующая жалоба, которая содержит такую информацию:

  1. ФИО заявителя (плательщика НДФЛ).
  2. Реквизиты обжалуемого акта. Указываются его номер, дата, а также название местного налогового подразделения.
  3. Обоснование неправомерности оспариваемого отказа.
  4. Конкретные требования, адресованные вышестоящей инстанции. Например, человек, ситуация которого рассматривается в представленном выше примере, вправе потребовать, чтобы его право на НДФЛ-вычет подтвердилось (поскольку продавец жилья не является его родственником).

Региональному Управлению такая жалоба направляется через местное налоговое подразделение, вердикт которого оспаривается. Сотрудники местного подразделения ФНС переадресовывают данную жалобу региональному Управлению ФНС в трехдневный срок с момента её получения. Такое правило предписывается пунктом 1 статьи 139 НК.

Жалоба рассматривается на протяжении 15 дней (срок отчитывается от дня её получения), что оговаривается абзацем 2 пункта 6 статьи 140 НК. Если нужно, этот срок могут продлить ещё на 15 дней. О вынесенном вердикте заявитель уведомляется в трехдневный срок.

Оспаривание через центральный аппарат ФНС


Если вердикт регионального Управления ФНС не удовлетворил заявителя, он может адресовать жалобу центральному аппарату ФНС, курирующему работу региональных управлений. Это нужно сделать на протяжении 3 месяцев, отсчитываемых от момента вынесения решения региональным управлением (абзац 3 пункта 2 статьи 139 НК). Составляется и подается стандартная жалоба, содержащая сведения о заявителе, реквизиты обжалуемого акта, обоснование неправомерности отказа, а также конкретные требования.

Судебный механизм обжалования: порядок действий


Решение судаЕсли досудебные способы оспаривания отказа не помогают физлицу восстановить справедливость, он может обратиться с надлежащим иском в суд. Такая жалоба будет рассматриваться согласно требованиям процессуального законодательства РФ (статья 142 НК). При этом заявителю потребуется совершить следующие действия:

  1. Подготовить и подать соответствующее заявление в трехмесячный срок, исчисляемый с момента получения вердикта от Управления ФНС по конкретному региону.
  2. Перечислить государственную пошлину.
  3. Собрать документацию, доказывающую законность требований плательщика НДФЛ.

Судебный спор между плательщиком НДФЛ и сотрудниками ФНС осуществляется в формате административного судопроизводства. Практика показывает, что этот процесс может ощутимо затянуться. Именно поэтому заявителю рекомендуется использовать все доступные варианты досудебного обжалования.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

split

Задайте свой вопрос бесплатно!
Ссылка на основную публикацию
arrow
Adblock
detector