Юридическая помощь

Содержание:

Налог на землю для юридических лиц

Налогообложение в России проводится в пользу федерального, регионального (субъект) или местного (муниципалитет) бюджета. Все зависит от вида обязательства. Налог на землю для юридических лиц входит в структуру местных платежей. Целевым назначением сумма направляется в муниципальное образование по месту расположения участка. Детальный регламент утверждает районная власть, руководствуясь положениями 31 главы НК РФ.

Земля как объект налогообложения организаций


Объектами начисления бюджетных платежей выступают земельные участки, находящиеся в свободном правовом обороте, расположенные в пределах муниципального образования. Налогооблагаемый объект должен иметь точные границы и координаты расположения на местности, состоять на кадастровом учете ЕГРН.

Земли, выведенные из налогообложения


Земля – особое имущество: это недвижимость и природный ресурс одновременно. И если территория важна в стратегическом либо инфраструктурном плане, возможны ограничения для ее оборота. Но и платить в бюджет за такой участок не придется.

Не облагаются фискальными платежами землевладения:

  • лесного фонда;
  • с водными объектами госструктур;
  • изъятые из оборота по нормам ст. 27 Земельного Кодекса;
  • с расположенными объектами культурно-исторического наследия, заповедными территориями и заказниками;
  • принадлежащие общедомовому имуществу.

На этих территориях могут располагаться организации и предприятия, но вещные права вместе с налоговыми обязательствами для юридических лиц не возникают.

Основания возникновения налоговой обязанности


Субъекты (граждан, ИП, организаций) с налоговыми обязанностями по землевладениям определяются по правилам ст. 388 НК РФ.В числе юридических налогоплательщиков находятся организации, владеющие территориями с правом:

  • собственности;
  • бессрочного использования на постоянной основе;
  • распоряжения наделом паевого инвестфонда (доверительное управление).

Налоговых обязательств не возникает у предприятий, арендовавших землю или получивших в безвозмездное срочное владение по соглашению. Ограничений по организационной форме юрлиц, допускаемых к владению землей, глава 31 не содержит.

Ставки и база налогообложения


Коэффициент начисления платежа устанавливается нормативными актами муниципалитетов или законами городов с федеральным статусом (Москва, С-Петербург, Севастополь). Местные показатели не должны превышать общефедеральное значение.

Рекомендованные ставки


Ограничение до 0,3% действует в отношении (п. 1 ст. 394):

  • территорий сельхозназначения для производства с/х продукции;
  • земель с жилищными объектами, структурными комплексами ЖКХ, приобретенных под жилую застройку;
  • наделов под ведение ЛПХ, деятельность садоводческих объединений, животноводческих комплексов;
  • территорий с режимными объектами таможенной службы, обороны и безопасности.

Максимальная ставка в 1,9% установлена для земель остальных категорий. А вот определение налоговой базы вариантов уже не предполагает: балансовая стоимость земли осталась в прошлом.

Налоговая база


В 2019 году в любом даже самом небольшом районе налоговая база (НБ) землевладений определяется по кадастровой стоимости (КС).

Основные моменты расчета НБ:

  • исходная сумма определяется от КС землевладения на 1 января налогового периода (НП);
  • когда надел появился у владельца на протяжении года, берется КС, действовавшая на дату его включения в ЕГРН;
  • текущие изменения стоимости (ввиду инфляции, к примеру) на расчет базы налогообложения не влияют ни за предшествующие годы, ни за текущий период;
  • судебное решение или комиссионный пересмотр параметра начинает действовать с момента включения изменений в Росреестр.

Нередко юридический владелец меняет разрешенное использование земли, меняет площадь надела, переводит объект в иную категорию. С изменением технических параметров придется пересчитывать КС надела. Тут расчет налоговой базы будет вестись с нового показателя сразу после внесения новых сведений в ЕГРН.

Налоговый и авансовый периоды


Руководством к действию для бухгалтерии предприятия выступают следующие отчетные отрезки (ст. 391 НК):

  • текущий календарный год – налоговый период. По его истечению юрлицо обязано рассчитаться по бюджетным платежам за землевладение;
  • кварталы (1-й, 2-й, 3-й) в НП – отчетные периоды. Служат отправными точками установления на местах авансовых платежей (АП) по земельному налогу.

Авансирование налога для юридического плательщика – рекомендованный государством инструмент налогообложения землевладений. Однако местная власть вправе отказаться от этой формы без объяснения причин своего решения – п. 3 ст. 391.

Как предприятия платят земельный налог


В 2019 году определение налогового регламента по землям юридических лиц возложено на муниципалитеты. Городское собрание через локальные нормативы вправе принять пониженные ставки, дополнить федеральные льготы местной поддержкой, скорректировать периодичность платежей. Полномочия властей на местах не исключают общих моментов для каждого плательщика:

  • размер платежа высчитывается после завершения налогового периода (то есть года) как процентное соотношение местной ставки и базы налогообложения;
  • в отличие от граждан, предприятия самостоятельно рассчитывают свои платежи за землю и уточняют особенности применения законодательства;
  • при авансовой системе размер платежа по итогам года (собственно, налог) определяется как разница общей налоговой суммы за НП и внесенных за год авансов.

Платежные даты и периоды утверждает местная власть. Однако государство все же регулирует процесс наполнения местных бюджетов: крайние сроки по земельным платежам юридических владельцев определены в НК РФ.

Предприятия должны задекларировать налоги по объектам землепользования до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Внесение фискального платежа в местную казну не допускается раньше сдачи декларации.

Авансирование земельного налога и схемы платежей


Периодичность, сроки платежей, да и целесообразность применения поквартальной разбивки – с такими моментами каждый регион разбирается самостоятельно. Единственное условие: если авансирование принято, начислять платеж надо по завершению отчетных кварталов. Платеж высчитывается как ¼ процентной ставки доли КС.

На практике авансовые платежи вносятся в действующем налоговом периоде после завершения квартала, итоговый платеж – на следующий год:

  • аванс за I квартал – апрель;
  • за II – июль;
  • за III – октябрь;
  • земельный налог за 2018 год – 01.02.2019г.

Стандартные формулы для подсчета перечислений (ЗН – земельный налог, НП – налоговый период, АП – авансовый платеж, КС – кадастровая стоимость земли, СтН – ставка по налогу):

  • без авансирования расчет прост:

ЗН = КС × СтН

  • с авансами алгоритм сложнее:

ЗН = КС × СтН − ∑АП

  • платеж за квартал представляет собою четвертую часть общего налога:

АП = КС × СтН × ¼

Когда компания приобретает/отчуждает участок в течение года, используется коэффициент (К). Алгоритм его расчета (п. 7 ст. 396):

К = N1 ⁄ N2

N1 – кол-во полных месяцев владения землей;

N2 – кол-во календарных месяцев в отчетном периоде

Если право пользования участком появилось включительно до 15 числа – эти дни считаются календарным месяцем, более поздний период оформления в налоговый расчет не принимается. Подробнее расчетный алгоритм изложен в статьях 396-397 НК, однако следует понимать, что это всего лишь «отправная точка» для местной власти.

Нюансы уплаты налога на землю


Землевладения предприятий не ограничиваются 6 сотками. По площади это крупные наделы, к тому же у юрлица на балансе может числиться далеко не один объект землепользования. Отсюда вытекают три особенности по выполнению юридическим плательщиком бюджетных обязательств.

  1. У предприятия несколько участков в одном районе. Налоги считаются отдельно по каждому кадастровому объекту, но вносятся в бюджет этого муниципалитета.
  2. Организация использует несколько участков, расположенных в различных муниципальных образованиях. Принцип расчета аналогичен, но платить надо в бюджеты тех районов, где находятся объекты;
  3. Территориально участок находится сразу в нескольких муниципалитетах. Площадь объекта налогообложения делится по территориальной принадлежности. Налоговая база определяется для каждой доли пропорционально от общей КС всего участка и уплачивается в бюджет того же района.

В третьей ситуации для всего участка применяются правила и ставки нескольких регионов, что усложняет задачу финансового отдела предприятия. Кстати, сроки уплаты за один и тот же участок также могут отличаться, что следует обязательно учесть.

Предприятие обязано своевременно оплатить все установленные в регионе платежи по земельному налогу. Нарушение сроков ведет к штрафам до 20% от просроченной суммы (ст. 122 НК).Также начисляются пени в соответствие со ст. 75 НК (за каждый просроченный день).

ФНС, конечно, напомнит о приближающемся платеже уведомлением, однако расчет суммы, заявление о возможных льготах возложено на предприятие. Хорошо это или плохо, но общероссийские нормы – всего лишь «канва» налогообложения юрлица. Конкретные условия на местах бухгалтер уточняет в постановлениях администрации населенного пункта, где зарегистрирован юридический налогоплательщик.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: