Юридическая помощь

Содержание:

Камеральная проверка 3-НДФЛ

После предоставления декларации физ. лицами или ИП в ФНС начинается камеральная проверка достоверности указанных сведений. В отличие от выездной проверки камеральная проводится на территории налогового органа. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии со ст. 88 НК РФ.

Особенности проведения


Проверочные мероприятия начинаются с момента поступления 3‑НДФЛ в ФНС, без дополнительного уведомления лица, направившего декларацию. Инспектору для проведения контрольных мероприятий не нужно дополнительное указание или распоряжение вышестоящего руководства.

В целях защиты прав налогоплательщиков при проведении проверки у инспектора существует ряд ограничений:

  • контрольные мероприятия проводятся только за тот период, за который направлена декларация, то есть за 1 календарный год;
  • должностное лицо не вправе инициировать повторную проверку или анализировать дополнительные документы, не относящиеся к декларации;
  • проверяющий не может запрашивать у физ. лица иные документы, не входящие в перечень обязательных для подачи декларации.

При нарушении указанных ограничений проверка будет прекращена, а ее результаты аннулированы.

Как проходит проверка


Проведение контрольных мероприятий состоит из следующих этапов:

  1. Сдача декларации налогоплательщиком.
  2. Регистрация отчета в ФНС.
  3. Проверка правильности заполнения.
  4. Анализ приложенных документов.
  5. Оформление результатов.

В первую очередь при проведении контрольных мероприятий в отношении полноты и правильности заполнения 3‑НДФЛ сверяются контрольные соотношения. Сверка проводится в автоматическом режиме. Анализ контрольных соотношений проводится в соответствии с Письмом ФНС России от 20.12.2018 № БС-4-11/24887@.

Декларация сверяется со справкой 2‑НДФЛ, представленной налоговым агентом. Расхождения в показателях могут возникнуть как по вине лица, заполнившего 3‑НДФЛ, так и по вине работодателя, направившего в ФНС неверные сведения о доходах налогоплательщика или исчисленном налоге.

Далее инспектор смотрит на правомерность примененных в декларации ставок, льгот и вычетов, которые зависят от статуса налогоплательщика. Например, для резидентов РФ ставка НДФЛ составляет 13%, а для нерезидентов – 30%.

При анализе приложенных документов инспектор проверяет их правильность составления, достоверность, наличие всех бланков, необходимых для подтверждения прав на вычет или льготу.

В процессе проверки инспектор может запрашивать документы, подтверждающие сведения, указанные в 3‑НДФЛ, у других организаций.

Например, налогоплательщик отчитался в полученном доходе с продажи машины. ФНС может запросить сведения из ГИБДД о снятии авто с регистрационного учета. Это подтвердит факт заключения сделки купли-продажи.

Узнать ход проверки налогоплательщик может в отделении ФНС или по звонку в инспекцию. По телефону можно получить информацию о наличии ошибок в документах или возникновении иных сложностей, связанных с контролем над доходами. К иным сложностям относится, например, возбуждение встречного контроля в отношении работодателя, передавшего в ФНС неверные сведения о заработной плате физ. лица.

Если 3‑НДФЛ была направлена онлайн, то этапы будут отражены в личном кабинете физ. лица. Уведомлять налогоплательщика об окончании налоговой проверки налоговый орган не обязан.

Декларация онлайн


Для удобства взаимодействия контролирующего органа с налогоплательщиками был разработан личный кабинет, который можно создать на сайте nalog.ru. В нем физ. лицо может направлять документы в ФНС, оплачивать начисленные налоги, отслеживать статус камеральной проверки и знакомиться с ее результатами.

3‑НДФЛ может иметь следующие статусы:

  • начата – свидетельствует о получении налоговым органом документации;
  • в процессе – это означает, что в текущее время инспектор проверяет сведения;
  • завершена – контрольные мероприятия окончены.

При статусе «в процессе» на экране отображается степень завершения рассмотрения 3‑НДФЛ, выраженная в процентах. Этот показатель не столько отражает реальное состояние, сколько отображает объем времени, оставшегося до окончания контрольных мероприятий.

По окончании проверочных действий в личном кабинете будет сформирована квитанция для уплаты НДФЛ или заявление на возврат налога. Оплатить или возместить НДФЛ можно также онлайн.

Сроки


Отчет срока проведения проверки начинается с даты регистрации декларации в налоговом органе. Это следует учитывать при отправлении документации заказным письмом. Контрольные мероприятия длятся не более 3‑х календарных месяцев.

Если в ходе рассмотрения документов были выявлены нарушения или неточности в представленных сведениях, то инспектор вправе затребовать у физ. лица пояснения. Налогоплательщик должен представить письменные разъяснения в течение 5 рабочих дней или направить в ФНС уточняющую декларацию.

При направлении уточненной 3‑НДФЛ предыдущая проверка аннулируется, и отчет срока начинается заново.

Ускорить процесс проведения контрольных мероприятий налогоплательщик не может. Но, в случае малой загруженности отделения ФНС, проверка может завершиться раньше установленного срока.

Результат контрольных мероприятий


Порядок и сроки оформления результатов регламентируются ст. 100 НК РФ. Итоги проведенного рассмотрения декларации в первую очередь зависят от целей, для которых декларация направлялась в ФНС. Если налогоплательщик направил 3‑НДФЛ для возмещения излишне уплаченного налога, то результат камеральной проверки будет оформлен в виде решения о возмещении НДФЛ или об отказе в возврате.

При принятии решения о возмещении налогового сбора деньги будут перечислены на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, в течение месяца, с момента поступления заявления. При нарушении срока возмещения в пользу физ. лица будут начислены пени, за каждый день просрочки.

Если декларация направлялась для уплаты налога от полученных доходов, то налогоплательщик получает квитанцию для оплаты НДФЛ. При выявлении нарушений законодательства ФНС составляет акт в течение 10 дней с момента окончания проверочных действий. Информация о выявленных недочетах направляется в адрес физ. лица в течение 5 дней с момента подписания акта.

Обжаловать результат


написание заявленияФиз. лицо после получения акта в течение месяца может представить возражения по результатам проверки. Они оформляются в письменном виде и направляются в ФНС. Возражения рассматриваются инспектором, после чего он может изменить свое решение на положительное, то есть вернуть налог или принять декларацию.

Если инспектор оставит свое решение без изменения, то физ. лицо вправе подать жалобу в Управление налоговой службы России, а также обжаловать действия специалиста в суде.

Контроль проводится в отношении каждой декларации, предоставленной налогоплательщиком. Срок проведения – 3 месяца. Данный период нельзя увеличить или продлить без законных оснований. Если в ходе контрольных мероприятий не выявлено нарушений, то налоговая не обязана уведомлять физ. лицо об окончании проверки. При выявлении недочетов в адрес гражданина направляется акт.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: