Какие расходы несет покупатель при покупке квартиры
Расходы покупателя при покупке квартиры вовсе не ограничиваются одной лишь оплатой стоимости приобретаемого жилья. Есть и другие траты, которые придется финансировать покупателю жилплощади. Они связаны с оформлением соглашения купли-продажи, юридическим сопровождением сделки, подготовкой документации. Надо отметить, что у продавца недвижимости, желающего провести сделку и получить причитающиеся средства, также возникают определенные затраты. Некоторые издержки стороны делят друг с другом по договоренности. Следует выяснить, какие расходы несет покупатель квартиры.
Содержание
Как оплачиваются затраты на оформление сделки
Кто должен оплачивать оформление купли-продажи? Законодательство РФ жестко не регламентирует данный вопрос. Как правило, стороны сделки самостоятельно договариваются между собой о распределении надлежащих затрат. При этом могут быть достигнуты следующие варианты договоренностей:
- оплата возлагается на покупателя;
- расходы финансирует продавец;
- стороны делят затраты пополам;
- покупатель оплачивает, а продавец, соответственно, делает ему скидку с цены жилья.
Значение имеют конкретные обстоятельства купли-продажи. Например, сделка купли-продажи удостоверяется нотариусом, если жилье пребывает в долевой собственности нескольких граждан. В этой процедуре одинаково заинтересованы обе стороны сделки, а это значит, что расходы на её осуществление должны делиться между ними пополам. Аналогичный принцип распространяется и на иные затраты, обусловленные надлежащим оформлением совершаемой сделки.
Чем определяются затраты покупателя при совершении сделки
Для покупателя процедура купли-продажи (отчуждения) квартиры означает последовательность таких этапов:
- Поиск подходящей жилплощади – самостоятельно или через риэлтора.
- Подготовка необходимой документации, в том числе – заключение с банком соглашения об аренде ячейки для денег.
- Согласование с продавцом условий предстоящей сделки и оформление достигнутых договоренностей предварительным соглашением купли-продажи.
- Заключение с продавцом основного соглашения купли-продажи, совершение сделки. Если нужно, бумага удостоверяется нотариусом.
- Регистрация права собственности на приобретенную жилплощадь в Росреестре.
Таким образом, затраты покупателя предопределяются вышеперечисленными этапами сделки. При покупке квартиры в ипотеку структура этих расходов некоторым образом меняется, поскольку жилье приобретается за средства целевого жилищного займа. Ипотечный заемщик должен сразу же внести стартовый взнос (15-20% стоимости жилья), а затем ежемесячно выплачивать банку данный кредит, следуя графику погашения.
Оплата услуг профессионального риэлтора
Примечательно, что покупатели жилья часто заказывают и оплачивают услуги риэлторов. Как правило, продавцы не обращаются к агентам по недвижимости, предпочитая размещать объявления в интернете. Риэлторы получают заказы от граждан, желающих приобрести жилье, и выходят на продавцов, анализируя рекламные объявления на веб-порталах. Зачастую риэлтор выступает как чистый посредник – он не отвечает за юридическую чистоту сделок, совершаемых клиентами.
Подготовка необходимой документации
Для покупателя квартиры подготовка необходимых бумаг не представляет сложности. Чтобы купить жилплощадь, ему потребуется паспорт гражданина, брачное свидетельство (если пребывает в официальном браке), а также письменное разрешение супруги (супруга) на сделку, которое удостоверяется нотариусом за 500-1000 рублей.
Стоит отметить, что подготовка бумаг может оказаться более затратной для продавца жилплощади, поскольку ему понадобиться собрать и, если надо, оформить большой пакет бумаг. Так, продавцу нужно подготовить:
- ЕГРН-выписку и кадастровый паспорт на продаваемую квартиру;
- бумаги из БТИ;
- справки об отсутствии налоговых долгов и задолженности по оплате ЖКХ-услуг;
- сведения о зарегистрированных субъектах;
- выписку из архива управляющей компании о предыдущих сделках с жильем;
- другие бумаги (если потребуется).
Таким образом, минимальные расходы продавца на сбор нужных бумаг составят 1000-2000 рублей. Если понадобится оформить техническую документацию, быстро узаконить перепланировку, то затраты продавца на сбор бумаг могут увеличиться до 50000-60000 рублей. Следует знать, что некоторые бумаги из вышеупомянутого перечня не являются обязательными (к примеру, выписка из архива, сведения о задолженности). Если покупатель, желающий подстраховаться, настаивает на предоставлении необязательных документов, он и будет оплачивать их получение.
Иногда подготовка сопроводительной документации поручается юристу или, как вариант, риэлтору. Стоимость – от 3000 до 5000 рублей. Данная услуга оплачивается по взаимному согласию сторон.
Составление и нотариальное удостоверение соглашения
Как правило, нотариальное удостоверение (заверение) купли-продажи жилплощади не считается обязательным. Так, если стороны пребывают в родственных связях и доверяют друг другу, можно не удостоверять соглашение купли-продажи у нотариуса. Если одной из сторон (например, покупателю) необходимы гарантии легальности сделки, она вправе настаивать на нотариальном удостоверении бумаги, согласившись оплатить эту услугу.
Стоимость нотариального удостоверения для сделок отчуждения недвижимости определяется согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Тарифы нотариуса различаются в зависимости от цены приобретаемой недвижимости и наличия близкого родства между сторонами сделки.
Аренда ячейки в банке и государственная регистрация права
Для покупателя купля-продажа завершается государственной регистрацией права собственности на приобретенный актив в Росреестре. За эту процедуру покупатель-физлицо уплачивает обязательную госпошлину – 2000 рублей. Сведения о новом владельце жилья вносятся в базу ЕГРН, а самому покупателю квартиры выдается ЕГРН-выписка, которая подтверждает собственность.