Юридическая помощь

Содержание:

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В РФ за нарушение земельного законодательства предусмотрены санкции. Совершив неправомерное деяние, виновный субъект должен понести наказание, регламентированное нормативно-правовыми актами. Глава 12 Земельного кодекса РФ (ЗК) содержит нормы, регулирующие надзор за соблюдением законодательства о земле. Законность контролируют госорганы, муниципалитеты, общественные институты. Главой 13 ЗК установлены общие принципы привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения в сфере землепользования и охраны земель.

Земельные правонарушения: сущность, состав


ЗаконДействующее российское законодательство не дает четкого представления о том, что является земельным правонарушением. Конкретное толкование этого определения отсутствует, однако его можно сформулировать, следуя общему подходу к трактовке подобных терминов.

Земельным правонарушением считается противоправное поведение (как действие, так и бездействие) конкретных субъектов, которое выражается следующим образом:

  • нарушает общеобязательный, законодательно установленный порядок землепользования, охраны земель;
  • попирает земельные интересы, права физлиц (юрлиц).

Земельное правонарушение имеет следующий состав: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Таким образом, виновное лицо будет отвечать за совершенное земельное правонарушение только в том случае, если присутствуют все четыре его элемента. Если хотя бы один элемент отсутствует, привлечение к ответственности исключается.

Субъект


Субъектами такого правонарушения считаются лица (физлица, юрлица), которые нарушили установленные нормы законодательства РФ о земле. Это могут быть граждане (как российские, так и иностранцы), организации (как отечественные, так и зарубежные). Помимо этого, субъектами могут оказаться должностные лица самых разных организаций (частных, муниципальных, государственных). В конкретной ситуации состав субъектов предопределяется видом совершенного правонарушения.

Субъективная сторона


Субъективная сторона определяется тем, как сам нарушитель (субъект) воспринимает своё неправомерное деяние. Речь идет о его психическом отношении к содеянному правонарушению. В данном контексте следует говорить о вине правонарушителя, типичными формами которой являются халатность (неосторожность) и умысел:

  • халатность может проявляться как небрежность или легкомыслие. Небрежность выражается в том, что субъект мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия своего незаконного поступка, но не предвидел. Легкомыслие имеет место, если нарушитель предвидел вредные последствия своего деяния, но самонадеянно полагал, что сможет их избежать;
  • о наличии умысла можно говорить, если субъект понимал, к чему приведут его неправомерные деяния, но при этом желал наступления таких последствий (прямой умысел) или осознанно допускал их наступление (косвенный умысел).

Объект


Объектами такого правонарушения могут быть общественные отношения, обусловленные землепользованием и охраной земель. Конкретным предметом неправомерного поведения может оказаться надел земли, а также законные интересы его правообладателя (собственника, арендатора, пользователя, владельца).

Объективная сторона


Объективная сторона правонарушения выражается в конкретных противоправных деяниях его субъекта (нарушителя), то есть лица, посягающего на права (интересы) участников земельных отношений. Такое посягательство приводит к причинению физлицам (юрлицам) явного вреда, попранию их законных прав и интересов. Объективная сторона незаконного деяния имеет три составляющие:

  1. Противоправность самого деяния, совершенного нарушителем.
  2. Реальный вред или явная угроза его причинения.
  3. Причинно-следственная связь между незаконными деяниями субъекта и вредом (угрозой вреда), нанесенным физлицам (юрлицам).

Типичные разновидности земельных правонарушений


В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:

  • самовольное присвоение, занятие надела земли;
  • ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
  • эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
  • нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
  • порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
  • неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
  • самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
  • незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
  • нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
  • пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.

В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:

  • нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
  • несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
  • безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
  • пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
  • противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
  • несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
  • невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
  • прочие правонарушения.

Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения


Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):

  • как установлено статьей 74 ЗК, нарушитель земельного законодательства может нести как административную, так и уголовную ответственность за содеянное правонарушение. Важное условие – наличие вины данного нарушителя. Порядок применения санкций регламентирован конкретными нормами законодательства. При этом виновный субъект обязан исправить допущенные нарушения, возместить вред (ущерб), который был причинен (нанесен) такими правонарушениями;
  • статья 75 ЗК предусматривает дисциплинарную ответственность для субъектов, виновных в нарушениях законодательства о земле. Речь идет о должностных лицах и иных сотрудниках организации, привлеченной к административной ответственности за порчу или загрязнение земли. При этом виновность данных субъектов должна состоять в неподобающем исполнении ими трудовых или должностных обязанностей. Для применения соответствующих санкций нужно учитывать статьи 192-195 главы 30 Трудового кодекса РФ (ТК);
  • статьей 76 ЗК определены базовые принципы возмещения вреда (ущерба), обусловленного земельными правонарушениями. Такой вред в полном объеме возмещается виновными субъектами (физлицами, юрлицами). Наделы земли, самовольно присвоенные (занятые) нарушителями, возвращаются их законным правообладателям. Если участкам необходимо вернуть надлежащее состояние, виновные субъекты делают (оплачивают) это самостоятельно.

Административная ответственность


КоАП РФК ответственности, оговоренной нормами КоАП РФ, привлекаются виновные лица, которые совершили административные проступки, нарушающие законодательство о земле. Нарушителями – субъектами таких правонарушений – могут оказаться физлица, юрлица, а также должностные лица конкретных организаций (учреждений). Список таких правонарушений оговорен нормами законодательства – административного (КоАП), земельного.

К такой ответственности виновные субъекты могут привлекаться безотносительно к тому, когда было совершено конкретное земельное правонарушение – в рабочее время или свободное от работы. Взыскания (санкции) могут применяться компетентными госорганами или должностными лицами. Привлечь к такой ответственности можно на протяжении 2-3 месяцев с момента выявления (или совершения) конкретного противоправного деяния, что оговорено пунктом 1 статьи 4.5 КоАП.

Административные санкции (штрафы) могут применяться к виновным субъектам за следующие виды земельных правонарушений:

  1. Самовольное присвоение земельного надела, водного объекта или лесного участка (статьи 7.1, 7.6, 7.9 КоАП).
  2. Уничтожение, порча спецзнаков (статья 7.2 КоАП).
  3. Самовольная (неправомерная) эксплуатация земель, недр, водных объектов, лесных участков (статьи 7.3, 7.4, 7.5, 7.10 КоАП).
  4. Порча земли, неисполнение обязанностей по её улучшению, а также нецелевое использование надела (статьи 6, 8.7, 8.8 КоАП).
  5. Несоблюдение правил природопользования (статьи 8.9-8.15 КоАП) и ведения мелиоративных работ (статьи 10.9, 10.10 КоАП).

Гражданско-правовая ответственность


Такая юридическая ответственность означает, что нарушитель законодательства о земле обязан возместить (компенсировать) имущественный вред (ущерб), который был причинен (нанесен) конкретному пострадавшему лицу. При этом должна быть выявлена причинно-следственная связь между конкретным земельным правонарушением и причиненным материальным ущербом. Общие основания для привлечения виновного субъекта к гражданско-правовой ответственности оговорены статьей 1064 Гражданского кодекса РФ (ГК).

Ущерб, подлежащий возмещению, может включать утрату определенных активов, упущенную выгоду пострадавшего лица, а также вынужденные издержки потерпевшего на ликвидацию негативных последствий причиненного вреда. Данный ущерб компенсируется независимо от применения иных санкций в отношении конкретного правонарушителя.

Дисциплинарная ответственность


Дисциплинарные взыскания применяются к нарушителям законодательства о земле на основании положений статьи 75 ЗК. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться только те сотрудники конкретной организации, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение норм земельного законодательства. Виновные субъекты дисциплинарно отвечают только за те земельные правонарушения (проступки), которые были совершены ими в рабочее время.

Чтобы применить дисциплинарные санкции, руководство организации получает от работника-нарушителя пояснения. После этого работодателем издается приказ. Статьей 192 ТК оговорено, что такие взыскания могут предусматривать либо замечание, либо выговор, либо увольнение сотрудника-нарушителя по надлежащим основаниям. Порядок применения санкций оговорен статьей 193 ТК. Снятие с виновного лица такого взыскания регулируется статьей 194 ТК.

Уголовная ответственность


наручникиУголовная ответственность виновных субъектов за земельные правонарушения определена отдельными нормами Уголовного кодекса РФ (УК). Соответствующие санкции могут предусматривать штрафы, исправительные работы, ограничение (лишение) свободы на определенные сроки, а также запреты на ведение деятельности. Наказания за земельные правонарушения, установленные нормами УК, не могут применяться в отношении юрлиц. Виновными субъектами могут оказаться физлица, должностные лица.

Чтобы привлечь определенного субъекта к уголовной ответственности за земельное правонарушение (преступление), необходимо возбудить против него соответствующее уголовное дело, собрать и исследовать все доказательства его вины. Этим занимаются компетентные правоохранительные госорганы. Дело обвиняемого рассматривается в суде. Если его вина будет установлена (доказана), суд назначит ему надлежащую санкцию (наказание).

Нормами УК предусмотрены санкции (наказания) за правонарушения, совершенные в земельной сфере. Прежде всего, речь идет об экологических преступлениях, перечень которых оговорен главой 26 УК – порча земли (статья 254 УК), несоблюдение правил эксплуатации недр (статья 255 УК), а также иные статьи, относящиеся к данной главе.

Земельно-правовая ответственность


Земельное правонарушение может стать основанием для принудительного изъятия соответствующего надела (участка) у виновного субъекта. Такая возможность оговорена следующими нормами:

  • статьи 44-48 ЗК определяют законные основания для прекращения земельных прав (собственность, пользование, наследуемое владение, аренда, сервитут);
  • конфискация, реквизиция надела (статьи 50, 51 ЗК);
  • изъятие конкретного надела в связи с его нецелевым использованием или незаконной эксплуатацией (статья 54 ЗК).

Статьей 235 ГК оговорены все возможные основания (причины), по которым может быть прекращено (аннулировано) право собственности субъекта на конкретный надел земли. Пункт 2 статьи 235 ГК содержит перечень типичных ситуаций (исключений), при которых допускается принудительное изъятие актива у его собственника.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: