Юридическая помощь

Содержание:

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении

Обжалование постановления об административном правонарушении – процедура, регулируемая положениями 30 главы КоАП РФ. Алгоритм оспаривания зависит от разновидности совершенного проступка и лица его совершившего. К административной ответственности могут привлекаться как граждане, так и организации. В случаях несогласия с мерами административного воздействия, нарушитель вправе оспорить решение как полностью, так и в части.

В каких случаях можно обжаловать постановление


Постановление о правонарушении представляет собой документ, регистрирующий факт совершения проступка и включающий перечень мер воздействия, принимаемых в отношении нарушителя. В случае несогласия виновного с применяемыми санкциями, административное наказание можно оспорить.

Чтобы начать процедуру, необходимы веские основания для обжалования постановления об административном правонарушении, в число которых входят:

  • несоблюдение порядка привлечения нарушителя к ответственности;
  • использование недопустимых доказательств;
  • амнистия;
  • недоказанность события либо состава противоправных действий;
  • неверная квалификация проступка;
  • противоправные действия связанны с крайней необходимостью;
  • по проступку прошел срок давности;
  • формальность и незначительность нарушения.

Административное законодательство позволяет опротестовать следующие протоколы:

  • не вступившие в силу;
  • вступившие в законную силу;
  • решения, принятые по жалобам на постановления;
  • определения об отказе в открытии административных дел.

Виновный может просить о замене санкций альтернативными. Также он вправе настаивать на полной либо частичной отмене наказания. Кроме того закон позволяет обжаловать протоколы лицам, пострадавшим в результате проступка, если они уверенны в недостаточности предпринятых мер.

Кто может опротестовать


Право на оспаривание предоставляется ограниченному кругу лиц, указанному в 25 главе КоАП. В их число входят:

  • лица, привлекаемые в качестве виновников правонарушений;
  • жертвы противоправных поступков;
  • представители недееспособных и несовершеннолетних (опекуны, попечители, родители);
  • руководители организаций и представители предприятий;
  • адвокаты виновных;
  • юристы со стороны обвинения (прокурор);
  • специальное лицо – уполномоченный по правам предпринимателей.

Гражданам, являющимся представителями недееспособных, необходимо доказать свое право, выступать от имени других лиц, посредством предоставления бумаг о родстве. Подтверждение полномочий юристов и адвокатов также подтверждается документацией.

В административном делопроизводстве, постановление, подготовленное председательствующим, может оспариваться должностным лицом, вынесшим протокол. Однако такая возможность напрямую зависит от должности того кто вынес обжалуемый документ.

Процессуальные сроки


КалендарьКак правило, срок обжалования постановления об административном правонарушении, составляет 10 суток со дня его получения. Однако в случаях связанных с нарушением права россиян принимать участие в выборах либо референдумах. В таких ситуациях время подачи жалобы сокращается до 5 дней. В период, установленный для обжалования, так же входят праздники и выходные.

Законодательство предоставляет участникам дела восстановить пропущенные сроки для оспаривания. Для этого следует подать специальный запрос посредством заявления с описанием причин пропуска. Кроме того необходимо эти причины доказать. Среди уважительных обстоятельств выделяют:

  • тяжелое заболевание;
  • смерть кого-либо из родных;
  • уход за тяжелобольным (например, ребенком, родителем);
  • различные катаклизмы и аварии (наводнение, землетрясение и т.д.).

Прошение о продлении рассматривается судебной инстанцией отдельно. В результате выносится постановление с вердиктом о продлении срока либо отказе в прошении. Такое определение может быть обжаловано, так как оно лишает дело возможности последующего движения.

В настоящий момент, рассматривая жалобы на административные постановления, судебные инстанции используют в практике п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Данная статья содержит положение поясняющее, что любое юридическое сообщение (уведомление, извещение) является доставленным даже если адресат его не получил или не ознакомился с ним в силу зависящих от него обстоятельств.

Рассмотрение жалобы происходит также исходя из установленных сроков:

  • в судебной инстанции период разрешения вопроса составляет 8 недель (2 месяца);
  • должностными лицами вопрос решается в десятидневный срок;
  • по нарушениям в отношении избирательных прав период рассмотрения определяется пятидневным сроком;
  • вопросы задержания или высылки нарушителей рассматриваются не более суток;
  • жалобы на решения о приостановке работы организаций и предприятий разрешаются в срок 5 дней.

Прежде чем опротестовывать решение, о назначении наказания за административный проступок, заявителю следует уяснить нюансы, имеющиеся в данной процедуре исходя из факта вступления документа в силу.

Если постановление в силу еще не вступило, то обжалование происходит посредством подачи письменного обращения в орган либо суд, который ведет производство по делу. Не воспрещается подавать жалобу сразу в судебную инстанцию, минуя обращение в следующую ступень органов. Вступившие в силу решения оспариваются иным способом. Обращаться следует напрямую в надзорную судебную инстанцию.

Процедура обжалования


Законодательство устанавливает две разновидности оспаривания административных постановлений:

  • ведомственный способ – жалобу получает и рассматривает инстанция вышестоящей ступени по отношению к должностному лицу, вынесшему документ;
  • судебный способ – разрешением вопроса занимается районная либо арбитражная судебная инстанция, в зависимости от статуса нарушителя и разновидности проступка.

При этом подавая жалобу, заявитель должен учитывать следующие нюансы:

  1. Районный суд принимает жалобы в случаях, когда административный протокол выносится по закону субъекта, либо по постановлениям вынесенным коллегиально.
  2. При протесте на решения должностных лиц, заявитель имеет альтернативу. Жалоба подается:
  • в судебную инстанцию;
  • вышестоящему руководству;
  • в надзорную инстанцию.
  1. Решения судов обжалуются только в судебной инстанции следующей ступени.

В некоторых случаях законодательство определяет иной порядок обжалования постановления. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 административные постановления в отношении юридических лиц или ИП, обжалуется в арбитраже. Решения, принятые налоговой службой могут обжаловаться как в вышестоящей ступени, так и в суде.

Как правило, процедура подачи и инстанция, в которую следует обжаловать документ, прописываются в самом постановлении либо сопроводительной документации.

Направление обращения в неподходящую инстанцию, не создает препятствий для оспаривания. Орган, ошибочно получивший ходатайство, обязан направить его нужному адресату, исходя из подведомственности. О данном факте выносится определение.

Форма жалобы


Требование пересмотреть административный протокол оформляется посредством письменного обращения. Заявление составляется в произвольной форме. Однако заявителю в любом случае следует учесть определенные моменты, которые должны быть обязательно указаны в жалобе:

  1. Полное и корректное наименование адресата обращения (госорган, суд).
  2. Личная информация о заявителе (паспортные сведения, регистрация, телефон, Email).
  3. Сведения о других участниках.
  4. Реквизиты обжалуемого документа (номер, дата, кто вынес).
  5. Перечисление нарушений.
  6. Доказательная база, подтверждающая неправомерность вынесенного документа.
  7. Доводы заявителя.
  8. Требования, на которых настаивает заявитель (отмена санкций, смягчение, пересмотр).
  9. Перечень прилагаемых бумаг, материалов.
  10. Полная дата составления и подачи.
  11. Подпись.

К заявлению необходимо приложить копию постановления, а также копии всей документации соответствующие числу участников. Для подобных дел законодательством не устанавливается оплата госпошлины.

Процесс рассмотрения жалобы


Основная задача заявителя, подающего жалобу на административный протокол – грамотно и правильно изложить ее текст. Орган, рассматривающий обращение правомочен пересмотреть документ целиком или в части.

Главным условием для процедуры пересмотра является присутствие участников. Стороны вызываются в инстанцию, занимающуюся пересмотром (госорган, суд) посредством повесток.

Сначала в процессе будут рассматриваться вопросы правомерности вынесенного документа. Далее выслушиваются ходатайства и доводы участников, рассматриваются дополнительные доказательства. По итогам выносится решение.

Перечень альтернативных решений по жалобе:

  1. Полная отмена постановления при малозначительности проступка, пропуске сроков привлечения и отсутствии состава. Административное дело прекращается.
  2. Изменение документа. Разрешается вносить изменения, которые не ухудшат положение правонарушителя:
  • уменьшить сумму наказания (при штрафе);
  • переквалифицировать проступок на менее тяжелый;
  • исключить один или несколько составов.
  1. Отмена решения с дальнейшей отправкой на пересмотр:
  • в случае процессуальных нарушений;
  • требование от пострадавших – изменить санкции к нарушителю на более строгие.
  1. Перенаправление дела, в другой орган исходя из подведомственности.
  2. Оставить документ без изменения, в удовлетворении прошения отказать.

Законодательство не устанавливает единого текста для жалобы. Содержание документа варьируется исходя из:

  • разновидности проступка;
  • нарушений, допущенных при оформлении постановления;
  • доказательной базы;
  • требований заявителя;
  • иных обстоятельств.
Вердикт по жалобе выносится в десятидневный срок. Копия вердикта направляется заявителю и другим участникам в течение трех дней. Повторная подача жалобы на тех же основаниях и в ту же инстанцию не допускается.

При несогласии с решением по обращению, можно обратиться в апелляцию. На это ему предоставляется месяц. Права на апелляцию имеют те же участники, что и при подаче первой жалобы. При этом вердикт, может оспариваться обвинителем, органом, вынесшим документ.

Российское законодательство устанавливает возможность пересмотра административных постановлений. Процедура оспаривания определена Главой 30 КоАП РФ. Процесс обжалования имеет несколько вариантов, зависящих от множества факторов. Ответчиками могут быть как граждане, так и организации. Нарушитель, не согласный с вынесенным решением, в определенном законом порядке может его опротестовать.

Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий: